|
Ольга Шишанова
В нынешнем году в Казахстане будет отмечаться 550 лет Казахского ханства, в рамках чего многие мастера кисти и резца готовы представить свои работы, отражающие историю тех далеких времен. Одними из лучших, пожалуй, могли бы стать графические листы известнейшего казахстанского художника Альберта Гурьева
Творческий диапазон художественных интересов мастера-графика был очень широк, но особое место в его творчестве всегда занимали казахская национальная поэзия, фольклор и древняя история Казахстана, вдохновившие его на создание великолепных графических работ. Станковые листы из серии “Саки-тиграхауды” и “Песни казахских воинов-жирау”, портретный цикл “Казахстан интернациональный” и иллюстрации к антологии казахской древней поэзии “Алдаспан” и “Акберген”, акварели “Синегорье”, наполненные тонкой цветовой гармонией и притягательным мягким свечением - все это казахский мир Альберта Гурьева.
И можно смело утверждать, что перечисленные работы солнечной вершиной возвышаются над всем безбрежным морем того, что мастер сотворил за 45 лет творческой жизни. Они навсегда вошли в духовный мир художника, а образы казахских батыров заполонили его воображение, завладели его видением. И не только потому, что их созданию предшествовала большая кропотливая работа - художник изучал исторические материалы, хроники, архивы, посещал места, где происходили главные события эпохи, делал зарисовки. Гурьев всегда отличался желанием докопаться до неузнанного, сделать по-своему и свое. Таковыми и получились необычные интерпретации исторических времен саков-тигрохаудов (буквально обозначает “носящие остроконечные шапки”) и особенно создание листов на тему, посвященную самой, пожалуй, знаменитой их предводительнице - царице Томирис. Ведь у этого загадочного племени, обитавшего на территории древнего Казахстана, было в традиции, когда племенем управляла женщина.
Несомненно, значительной удачей художника стало и оформление сборника старинной казахской поэзии “Алдаспан”. Все иллюстрации в этой книге, выполненные в технике сухой иглы (разновидность офорта), отличаются большим мастерством - изяществом свободного рисунка, легкостью и непринужденностью построения композиции. А выразительная пластическая форма убедительно воссоздает поэтическую атмосферу древних казахских сказаний. Арт-критики до сих пор утверждают, что в этих работах мастер прекрасно продемонстрировал свою приверженность не только к реалистической, но и романтической традиции искусства. Ведь Альберт Анатольевич, как взыскательный художник и тонко чувствующий поэтическое слово человек, не мог ограничиться лишь пассивным пересказыванием литературного сюжета. Потому-то, прекрасно понимая специфику жанра художественной иллюстрации, Гурьев стремился отыскать пластический эквивалент особенностям видения образов писателем и художником. И ему это блестяще удавалось. Будучи великолепным мастером, Альберт Гурьев тонко и созвучно литературному материалу, его образному содержанию использовал ту или иную графическую технику - линогравюру, литографию, офорт или монотипию, в которые мог одновременно смело и тактично вводить цвет.
“Мои работы по казахскому эпосу в большинстве своем выполнены в технике сухой иглы - это разновидность офорта, когда непосредственно вырезаешь сразу на цинке. Получаются такие “заусенцы”. Эта техника благодаря “заусенцам” дает красивые неожиданности, и получается “живая” гравюра”, - так отзывался мастер о своей любимой графике. Это же подтверждает и станковая серия листов “Саки Тиграхауда”, исполненная художником в технике сухой иглы и акватинты в разные годы, которая стала еще одним результатом глубокого изучения Гурьевым казахского фольклора, эпоса, древней истории скифов, археологических и этнографических сведений. Эти его листы также отличает монументальность и по образному строю, и по форме. Жизнь древних скифов передается художником с реалистической убедительностью через “крепко сколоченную композицию, лапидарный рисунок, яркие по выразительности в передаче напряженного драматизма схватки, борьбу внутренней страстности чувств и динамику необузданной силы”. А в некоторых листах мастеру удается достичь почти скульптурной объемности изображаемого. Для того, чтобы творческий путь мастера был представлен наиболее полно, хотелось бы еще упомянуть о его иллюстрациях к “Лирике Пушкина” - многослойным по своему образно-пластическому строю произведениям, где эмоциональное восприятие поэтического слова тонко и гармонично сплелось с графическим языком, стилизованным под перьевые рисунки поэта и его черновые рукописи. Есть в коллекции мастера и две серии станковой графики “История Пугачева” и “Пушкин в Уральске”, причем для каждой темы Гурьев постарался найти свой ключ к созданию образов. Что же касается иллюстраций графика к двухтомному изданию избранных произведений Николая Некрасова, то здесь художник отобрал только узловые моменты из его поэзии, которые присутствуют в отдельных стихотворениях и поэмах. Это “Мороз - красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо” и “Арина - мать солдатская”. Выполненные в технике линогравюры, иллюстрации, как всегда у Гурьева, вновь оказались красивы, изящны по рисунку и по форме.
Справка “НП”
Альберт Гурьев родился в Архангельске, в 1962 году окончил Московский полиграфический институт, где прошел хорошую школу у мастера книжной графики А. Гончарова. С 1963 года Альберт Анатольевич жил и работал в Алматы, где за активную и плодотворную творческую деятельность в 1966 году был принят в члены Союза художников СССР. Практически все его работы были неоднократно отмечены почетными дипломами и грамотами на всесоюзных и межреспубликанских конкурсах книг и художественных выставках.
Астана |