|
Айгерим Бейсенбаева
Владимир Псарев - представитель эпохи советского реализма в изобразительном искусстве. Известный живописец и график, он является членом Союза художников Казахстана и членом Профессионального союза художников Российской Федерации, в свое время его произведения заняли достойное место в каталоге “Русские и советские живописцы 1900 - 1980”, выпущенном в Лондоне
Творческую деятельность художник Владимир Псарев начинал с книжной графики, много лет посвятил именно этому виду искусства. Произведения этого периода впервые представлены в зале Союза художников в рамках выставки “Уакытпен сырласу”. Художник Владимир Псарев рассказал корреспонденту “НП” о юбилейной экспозиции, приуроченной к 70-летию автора, и высказал свое мнение относительно современного положения графики в стране.
- Выставка посвящена Союзу писателей Казахской ССР?
- В Союзе писателей я начал работать с 1959 года - тогда еще было такое учреждение Гослитиздат, - иллюстрировал произведения казахских писателей. Позднее работал в редакции журнала “Простор”. На данной выставке представлены работы тех лет, то есть тут только графика. Почти все здесь было создано в Союзе писателей КазССР, и потому свою выставку я посвящаю этим людям, чтобы они вспомнили то время, когда существовала эта мощная структура. Когда они писали, издавали книги, литературные журналы “Жулдыз” и “Простор”. Словом, тот период работы и отражен в моих произведениях.
- Наверное, представлены знаковые работы...
- Есть и знаковые. Максим Горький - знаковая фигура, а моя иллюстрация к его книге тоже что-то значит. Олжас Сулейменов, Абдижамил Нурпеисов... В то время вся казахская классика издавалась очень хорошо. У авторов был большой авторитет в обществе, а у книг - огромные тиражи. В те годы мне довелось работать почти со всеми нашими известными писателями, оформлял книги наших авторов.
- Вы, как представитель старой изобразительной школы Казахстана, что можете сказать о современном положении отечественного искусства, о молодых авторах?
- Мы - выходцы из советской эпохи, и как бы ее ни ругали, нельзя не отметить, что это время имело много достоинств. Конечно, были недостатки, промахи, провалы, но в одном нужно отдать тому времени должное. Было хорошее образование. Та эпоха подарила людям качественную академическую школу, профессиональную.
Так вот, мы, советские художники, глядя на молодое поколение, часто задумываемся. Лично мне оно кажется уж очень легеньким. Так наши молодые авторы легко работают, легко рисуют, без труда создают вещь за вещью. А темы при этом настолько надуманные, настолько оторванные от реальной жизни... “Впечатление №2”, “Настроение - Голубая соната №14”, “Тупик №2”, “Выход из тоннеля”, “Свет”... Все это нам кажется баловством, и не потому, что мы старше по возрасту и просто брюзжим и критикуем, как это принято у старшего поколения. Нет. Просто эта свобода, полная вседозволенность сказывается на искусстве.
Нам все это представляется полным падением всех критериев и позиций. Художник перестал быть членом общества. Стал сам себе хозяин, делает, что захочет и как захочет. Ну и пожалуйста! Если желаешь заниматься творческой имитацией - бог с тобой! Но ведь общество теряет отряд интеллигенции, именуемый художниками. Теряет государство, так как художники вычеркиваются из общественной жизни. Теряют сами авторы, потому что они не творят по настоящему, а просто зачастую занимаются ерундой. Какие бы красивые названия они ни придумывали для своих полотен - “Апокалипсис”, “Кризис”, “Свет Возрождения” и тому подобное, суть остается та же - пустой сюжет, имитация.
- Молодые художники ведь живут в другой обстановке. На творчество влияет время, в котором живет автор. Возможно, молодым художникам проще живется...
- Конечно, время! Сейчас спроси у молодежи, кто такой Гитлер, они ответят - рок-звезда. Кто такой Сталин? Это защитник из “Зенита”, они обыграли англичан.
Художники сейчас потеряны для общества, для государства, как их ни подкармливай и ни награждай.
- Но должна же быть преемственность поколений?
- Преемственность поколений - это когда старшие передают молодым все самое достойное, проверенное временем. А у нас этого не произошло, получилось так, что с какого-то момента все старое было отвергнуто, а новые авторы начали творить так, как бог на душу положит.
Наша академическая школа была такой суровой и жесткой по требовательности - из нее выходили настоящие профессионалы с хорошим образованием. Все, что было открыто, создано в изобразительном искусстве за несколько веков, с XV по XX, все было наработано благодаря жесткой дисциплине образования.
А сейчас все за деньги. Никому ничего не нужно. Для преподавателей сейчас главное - деньги получить за свои труды, а что там получится, уже не важно. Мы, конечно, виним учителей, но и учителя сами стали жертвами рыночного строя, где не нужны ни твой ум, ни твой талант, ни твоя позиция.
- Вы очень много сил и времени посвятили графике. В наше время этот жанр медленно приходит в упадок, как коммерчески не выгодный. Журнальная и книжная графика тоже не развивается.
- Раньше художник, взяв на иллюстрирование какую-то вещь, вначале проникался произведением. Старался понять, что писатель хотел сказать в рассказе, а поэт - в стихотворении. По этому случаю собирался целый консилиум - сам автор, редактор, худсовет, издательство. Смотрели на работу художника и говорили, подходит или нет.
Была такая жестокая цензурная инстанция, она все-таки ставила перед художником какую-то планку качества. Сейчас же наступила эра компьютера, и человек в наше время без всяких навыков может получить все что угодно. Любой сюжет, любую тему. И вот эта компьютерная технологизация искусства - это самый главный враг искусства. Нет, я не против. Конечно, больше возможностей, но и искушения для мастера стало больше. А школа-то уходит.
Растет новое поколение компьютерных специалистов, но графики ли это? Можно ли их назвать художниками?
Цивилизация наступает, и в этом ничего плохого нет. Помните, как Лев Толстой критиковал поезда. Говорил, что железные дороги погубят Россию.
Да, графика отмирает. И это явление времени. Мы, люди старой эпохи, грустим, а молодежь об этом даже ничего не знает.
Союз художников Казахской ССР имел два процента от любой производственной смены в республике. Строит ли страна электростанцию, дорогу, завод, фабрику, два процента идет в художественный фонд. Власть кормила художников, но при этом много получала взамен. У Казахстана сейчас есть что хранить в музеях. А вот наступила компьютерная эра, и посмотрим, что из этого можно будет сохранить в музеях для потомков. Возможно, люди искусства и смогут выстоять перед этой глобальной технологизацией творчества, а возможно, все человечество будет поглощено этими двумя символами - единицей и нулем.
То, что я вижу сейчас в журналах, меня не радует. Весь мир сожрал глянец. И я могу сказать, что во всем этом современном глянце нет работы хороших графиков, нет художников - искусства нет.
Досье “НП”
Владимир Псарев - известный художник, график. Является членом Союза художников СССР, членом Союза художников РК, академиком Академии художеств РК, членом Профессионального союза художников Российской Федерации.
В “Едином рейтинге современных художников и мастеров XVIII-XX вв.” Владимиру Псареву присвоена степень 4 В.
В 1965 году он становится техническим и художественным редактором журнала “Простор”, неоднократно был награжден дипломами за художественное оформление журнала. Является автором логотипа журнала “Простор”.
Псарев принимал участие в оформлении книг известных казахских писателей Мухтара Ауэзова, Ануара Алимжанова. Также он выполнил иллюстрации к произведениям И.Эринбурга, А.Чехова, И.Тургенева, М.Симашко, Э.М.Ремарка, И.Щеголихина и других писателей. |