Новое направление
В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит выставка киргизского художника, члена Союза художников Кыргызской Республики Адылбека Байтерекова “Графика номадов”. На выставке представлены 18 работ из серии “Дневник номадов”
Адылбек Байтереков является одним из самых активных и самых заметных художников современного Кыргызстана. Он никогда не стоит на месте, ему свойственны постоянные изменения, новые неожиданные решения и захватывающие эксперименты.
В своей серии “Дневник номадов” Адылбек предлагает новое направление в изобразительном искусстве независимого Кыргызстана - возвращение к абстракции народного узора в современных условиях. Он избавил узор от сюжета и наглядно показал станковую ценность войлочной техники. Его работы - это не декоративные ковры и не пасторальные сюжеты. Его работы - это станковая абстрактная графика. Смелые эксперименты с войлоком вернули в изобразительное искусство современного Кыргызстана подлинность, природность, первородную естественность самобытной линии. В экспериментах с войлоком перед Адылбеком стояла главная и более сложная задача: не только продолжение традиций, но и их развитие, наполнение традиционных форм новыми смыслами новой эпохи.
Чувство меры и вкуса
В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит персональная юбилейная выставка, посвященная 70-летию со дня рождения художника, члена Союза художников Республики Казахстан Владимира Киреева. В экспозиции представлено более 30 работ художника
Владимир Киреев - мастер живописи. Он является автором мозаичного панно на тему “Чокан Валиханов и Петр Семенов-Тян-шанский”. С 1980-х годов занимается станковой живописью. Создал ряд портретов великих исторических личностей Казахстана - Джансугурова, Сейфуллина, Иманова, Махамбета. В течение трех лет работал над образом Абая, завершив этот портрет в 1983 году.
Художник является сторонником классического реалистического стиля. В портретах исторических лиц проявлены глубокое понимание автором его традиций, в них совмещаются характеристики монументальной и станковой картин. Архитектурные и ландшафтные пейзажи, содержащие точное натурное наблюдение, часто создаются в русле импрессионистического впечатления. Здесь на первый план в восприятии образа выдвигаются световоздушная среда и разные степени освещения, сообщающие этим тонкие и разные эмоциональные состояния. Объектом внимания автора стали “золотой квадрат” южной столицы, его парки и улицы. На стенах музейного зала можно встретить аллеи парка культуры и отдыха, перекрестки улиц Толе би и Фурманова, Толе би и Панфилова с изображением башни со шпилем - одного из главных элементов бывшего административного здания Казпотребсоюза. В коллекцию алматинских пейзажей также уместилась картина, посвященная одной из самых современных улиц города - Аль-Фараби - с ее новыми постройками. Отличительными качествами его творчества, по словам работников музея, как раз и являются глубокая образовательная база, природное чувство меры и вкуса.
Самородок
В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева продолжается вернисаж выставки “Самородок”, посвященный 100-летию со дня рождения видного деятеля национальной культуры, одного из основоположников казахского изобразительного искусства и кинематографа Кулахмета Конгырходжаевича Ходжикова
С именем Кулахмета Ходжикова связано становление казахского театрального изобразительного искусства. Свой путь в искусстве он начал в 18-летнем возрасте, работая художником в Казахском государственном академическом театре драмы. С началом Великой Отечественной войны он добровольцем уходит на фронт. Но осенью 1942 года правительство Казахстана отзывает его и направляет на работу в кино на Центральную объединенную киностудию (ЦОКС). Кулахмет Ходжиков стал первым казахским художником, который работал с известными мастерами советского и мирового кино - Эйзенштейном, Рошалем, Левиным и другими. Как художник-постановщик Ходжиков создал фильмы, которые вошли в золотой фонд казахской кинематографии: “Мы из Семиречья”, “Меня зовут Кожа”, “Алдар Косе”, “Земля отцов”, “Гаухартас” и многие другие.
Свое проникновенное понимание природы национальных традиций и реалий К. Ходжиков привнес в научно-популярный фильм “Народные ремесла казахов”, где он был автором сценария, а также в первый широкоформатный художественный фильм “Кыз-Жибек”, став инициатором и первым художником-постановщиком в начальный период картины. Многогранное творчество Ходжикова проявилось не только в театре и кино. Он также был самобытным графиком, талантливым книжным оформителем. Ему принадлежат рисунки, изображающие быт казахов. Ксилогравюры художника основаны на поэзии Абая, казахском эпосе и мировой классической литературе.
Салтанат Кустанова |