|
Ольга Шишанова
В столичном Национальном музее РК проходит вернисаж оригинальных работ российских художников Латифа Казбекова и Алексея Талащука из Санкт-Петербурга. Как рассказала в эксклюзивном интервью “НП” руководитель отдела современного искусства НМ РК Роза Абенова, выставка организована при поддержке Государственного русского музея
- Роза Темирбековна, расскажите о вернисаже...
- На выставке представлено 30 графических работ Латифа Казбекова, созданных по оригинальной авторской технологии ручного литья бумаги с применением натуральных красителей, и 36 живописных, акварельных и эмалевых работ Алексея Талащука. Нужно сказать, что эти два замечательных художника очень часто выставляются вместе. По их мнению, творчество каждого из них оттеняет друг друга, подчеркивая индивидуальность каждого. Кроме того, по моему мнению, они очень гармонично разделяют между собой выставочное пространство.
- Выставка имеет емкое и содержательное название “Мы вместе”...
- Да, и это не только два художника, объединенных выставочным пространством, работы которых представлены вашему вниманию. Мы вместе еще и потому, что две великие державы - Казахстан и Россия - прилагают все усилия, чтобы быть вместе. Согласитесь, что казахстанское искусство всегда было тесно связано с российским, но вот только в период перестройки эти культурные связи были разрушены и сейчас наблюдается активный процесс их восстановления. И это замечательно, что в последнее время появляются частные инициативы, в данном случае это проект российского мецената Юрия Саулиди “Свободные художники Петербурга”. Задача проекта - сохранить и популяризировать послевоенную академическую живописную школу Петербурга, и в рамках проекта планируются выставки казахстанских художников в Северной Пальмире.
- Любопытно, ведь Латиф Казбеков - наш земляк-казахстанец родом из Алматинской области...
- Это действительно так. Он родился в селе Аксу Алматинской области, в 1975 году окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя, затем, в 1981 году, с отличием окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, мастерскую профессора Г.Д. Епифанова. Сразу по окончании он получил заказ на оформление книги и после успешной ее сдачи тут же получил следующий, так успешно началась карьера художника-иллюстратора Латифа Казбекова. По его словам, он уже в течение многих лет не выставлялся в Казахстане, и можно сказать, что это практически его первая персональная выставка на родине.
Сегодня Латиф - признанный живописец, график, член Союза художников России, Санкт-Петербургской академии современного искусства, заслуженный художник РФ. Проиллюстрировал более 100 книг, среди которых “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, “Бэмби”, “Маугли”, “Приключения Синдбада-морехода”, “Сказки дядюшки Римуса” и много других произведений. За свою творческую жизнь он участвовал более чем в 300 выставках, имеет многочисленные награды международных и отечественных конкурсов изобразительного искусства и искусства книги.
- Чем его работы отличаются от картин его визави Алексея Талащука?
- Особенность графического творчества Казбекова основана на разработанной им технологии ручного литья бумаги, позволяющей создавать трехмерные объекты. Они меняют свой облик в зависимости от освещения и угла зрения. Будучи монументалистом, Латиф сознательно выбирает графику, стремясь получить как можно больше профессиональных навыков. В его понимании “графическое” - это синоним высокого искусства. А еще Латиф, как я уже говорила, иллюстрирует книги. Его иллюстрации осуществляются в различной технике, и ни одна из его книг не похожа на предыдущие его работы. Излюбленная тема Латифа в живописи - деревья. Нравственную основу его искусства составляют переживания за судьбу природы, ностальгия по утраченной гармонии во взаимоотношениях человека и среды его обитания. Все жизненные впечатления, эмоции и образы обретают в работах мастера форму пейзажа, где человек растворяется, обретая первозданную невинность. Да и вообще, деревья в пейзажах Казбекова - самостоятельные образы, прочувствованные и проросшие сквозь толщу бумаги. Деревья, по его утверждению, очень схожи с людьми и их характерами, и, рисуя их, Латиф стремится передать разнообразие человеческих проявлений и настроений.
- А Алексей Талащук?
Он - живописец, эмальер, академик РАХ, народный художник РФ, профессор. В отличие от работ Латифа в творчестве Талащука главную роль играют знаки и символы, в большинстве своем животворящие и созидательные. Они являются для него содержательным элементом и возможностью в лаконичной форме выразить свои чувства и мысли. При этом работы мастера свидетельствуют о явном интересе к изобразительному фольклору, древнерусской живописной традиции и о своеобразной интерпретации религиозных мотивов. Его художественный язык при этом отличается ясностью формы, гармонией цвета, музыкальностью линий, просветленностью и особой задушевностью. Работы русского художника монументальны независимо от их размера, метафоричны по сути своей, мифологичны по содержанию и созерцательны по восприятию. Они наполнены сложностью восприятия, интеллектуально-духовными конструкциями, где в едином порыве соединяются прошлое и будущее, классика и модернизм, динамический поток ярких и незабываемых чувств и статическое спокойствие бытия. Он - один из немногих художников, обладающих редким даром за внешней оболочкой, за видимостью события увидеть скрытую сущность явления.
- Роза Темирбековна, что послужило поводом для организации этой выставки, почему именно этих художников привезли сюда представители общественного фонда “Свободные художники Петербурга”?
- Дело в том, что этот проект нацелен на популяризацию и сохранение работ художников, которые являются представителями живописной академической послевоенной школы Петербурга. Российская школа изобразительного искусства имеет богатую историю, и сохранение преемственности лучших традиций является главной задачей проекта. Но при этом устроители скептически относятся к современному искусству, трактующемуся как контемпорари-арт. Этот вид современного искусства использует различные технологии и медиа, и поэтому существует некоторое опасение, что мастерство живописца, рука ремесленника, которая должна по классическим канонам живописать картину, может постепенно утратить навыки мастерства. В данном случае, конечно же, это не так, хотя, должна признаться, что сегодня можно быть художником современного искусства, но при этом абсолютно не уметь рисовать.
- Эта проблема существует сегодня не только в изобразительном искусстве...
- Согласна, но понять и принять произведения контемпорари-арт необходимо, они представляют собой некие концептуальные идеи, рефлексии художника на события, волнующие его. Конец ХХ века вносит свои коррективы в художественные процессы, которые должны восприниматься обществом так же, как и традиционное изобразительное искусство.
Автор благодарит за помощь в организации интервью сотрудника НМ РК Асию Кузембаеву.
Астана |