|
Ольга Шишанова
В Акмолинском областном историко-краеведческом музее открылся персональный вернисаж члена Союзов художников, Союза дизайнеров Казахстана, заслуженного художника международной ассоциации “Искусство народов мира” Зулькайнара Кожамкулова, красной нитью сквозь творчество которого проходит девиз хранить вековые ценности казахского народа
Выставка получилась насыщенной, яркой и певучей. Хотя бы потому, что почти про каждое произведение, которое мэтр выставил на суд зрителей, можно сказать, что оно имеет “звучащее” название “Музыка предков”, “Звуки древности”, “Звуки кобыза”. Во-вторых, работы автора очень эмоционально насыщенны, они похожи на детские по своему восприятию, когда про каждую можно сказать, по меткому замечанию одного из поклонников творчества Кожамкулова, что “в каждом рисунке - солнце”. И, наконец, они очень патриотичны в самом лучшем понимании этого слова - на выставленных картинах запечатлены образы батыров и номадов, женщин в национальных костюмах и вековое движение караванов, стремительный бег аргамаков, бытовые сценки и пейзажи, через которые словно оживают мелодии и ритмы древней земли, много повидавшей, страдавшей, но сохранившей, по словам мастера, “удивительную чистоту, солнечность, искренность”. А еще в работах художника замечательно соединились не только богатая история родного края, народные образы, но и личные воспоминания. Причем такое вот неравнодушное, личное отношение к изображенному сквозит у него во всех работах. Да и иначе, по его словам, и быть не может, и зрители это чувствуют, и не устают любоваться его произведениями.
По мнению художника, просто “на самом деле прошлое и настоящее тесно связаны, поскольку и в древности, и сейчас человек мечтает о счастье и любви, хочет путешествовать и видит будущее только в радужных тонах”. И эти светлые надежды отражаются в культуре и традициях практически любого народа - не только казахского, а задача художника - с помощью кистей и красок напомнить о них, поделиться глубиной мысли и настроений. Чем, собственно, и отличается творчество Зулькайнара Кожамкулова, создающего в своих произведениях удивительный по своей цельности и красоте мир, наполненный любовью к своей земле, своим корням, любовью к людям, который искусствоведы считают самобытным и не похожим ни на какого другого мастера. Творческим импульсом, кроме личных воспоминаний, для Кожамкулова становятся еще и “овеянные ветрами других эпох, веками изустно передававшиеся от поколения к поколению народные сказания о мироустройстве, в котором существуют равновесие добра и зла, легенды о красавицах и батырах, о боевых подвигах”. И главное - Зулькайнар громадное значение придает колористике своих произведений, используя для усиления эмоций в картинах противопоставление контрастных, ярких цветовых решений.
Такова его картина “Легенда” о вечной теме человеческих чувств, созданная в изысканной гамме синих, фиолетовых и, как камертон, изумрудных оттенках, которые вроде бы и сглаживают, и одновременно подчеркивают вневременность происходящего. Скупыми, выразительными средствами художнику удается передать страстное притяжение сердец главных героев картины и невозможность бытия вместе.
Зато колорит фиолетово-золотистой работы “Томирис” словно погружает зрителя в далекую эпоху, где застывшая фигура гордой сакской царицы, одетой в роскошные золотые одежды, выступает из глубоких локальных оттенков мерцающей переливами синевы, плотно сжатая линия упрямого и гордого рта становится главным камертоном произведения, а настроение передано с помощью ярких красок, жестов и позы.
Эта работа, как и триптих “Возвращение”, посвященный древней легенде о Байтереке, древе жизни, отразила желание художника “прикоснуться к роднику пронесенной сквозь века народной духовности”, где он сумел найти неожиданное и удивительное по простоте и оригинальности решение этой вечной темы. Причем и здесь Кожамкулов, и это становится уже его узнаваемым штрихом творческого почерка, почти не делает акцента на лицах, и на всех полотнах они изображаются весьма схематично, а в своих работах мастер и вовсе зачастую отказывается от реализма. Как, например, в картине “Женщина и кошка”. По мнению арт-критиков, к этой картине можно возвращаться снова и снова, даже медитировать рядом с ней. И услышать мелодию флейты.
Или, как в “Лунном поцелуе”, где луна для художника - знаковый объект. Она, быть может, даже важнее, чем солнце. Загадочна, мистична. И - красота человеческих отношений, где мужское и женское начала легко узнаваемы в линиях: резких, активных, динамичных и плавных, округлых.
Да и все работы художника - философские, около них нужно, как говорят, “притормозить, они не рассчитаны на то, чтобы по ним просто скользнули взглядом. Как заметил один из почитателей Зулькайнара, “если долго стоять около них, начинаешь думать о чем-нибудь своем, ведь, раскрывая свою душу, автор помогает увидеть сквозь повседневность важные вещи”. Наверное, он прав, ведь вечность очень хрупка и художнику нужно заботиться о ее сохранении.
Не случайно сегодня в мире так возрос интерес к казахстанским мастерам кисти и красок, к которым с гордостью относит себя и Зулькайнар Кожамкулов. Не только в России, но и на Западе видят в лице казахстанских художников желанных собеседников, талантливо рассказывающих о своей стране, истории, современности. И замечательно, что миру интересен этот диалог-узнавание. В лучших работах казахстанских мастеров ощущается прочная связь, объединяющая человека с историей, родной землей, простотой жизни. А еще ценится профессиональное мастерство, своего рода “сделанность” картины, которая отражает серьезность отношения художника к своему ремеслу и к своим творениям. Как у Кожамкулова.
Фото из личного архива
Астана |