|
Ольга Шишанова
Сразу в двух культурных учреждениях - в столичном Музее современного искусства и во Дворце Независимости в Астане - впервые состоялось открытие двух персональных вернисажей художественных работ заслуженного художника России Никаса Сафронова
Жителям и гостям столицы представлено наиболее полное собрание его картин, часть из которых экспонируется впервые. А всего на выставках более 150 работ разных направлений его творчества - от классического портрета до пейзажа, от сюжетных композиций в стиле “символизм” до полотен в авторском стиле Dream Vision.
Не секрет, что сегодня немногие художники добиваются истинного признания, особенно достигая значительных высот и успехов на выбранном ими художественном поприще. И почему-то арт-критики полагают, что особенно туго с этим вопросом обстоит дело в России, но тут же - то ли в унисон, то ли потому что больше не знают, кого и назвать, упоминают имя Никаса Сафронова, полагая, что “за многие годы лишь он один как российский живописец смог добиться всемирного признания”. Конечно же, это вопрос спорный. Хотя в умении накладывать мазки на холст и умелом пиаре ему отказать нельзя.
А все начиналось довольно прозаически, когда начинающий художник из города Ульяновска открыл свой первый персональный вернисаж в далеком 1978 году, и не где-нибудь, а в литовском городе Паневежисе. Но только спустя четверть века международный биографический центр Кэмбриджа присудил Никасу почетное звание “Живая легенда”. Хотя, откровенно говоря, пик его популярности пришелся именно на российский период творчества. Портреты знаменитостей, которые вышли из-под его кисти, можно перечислять до бесконечности. Это Стивен Спилберг, Элтон Джон, Стинг, Роберт де Ниро и многие другие. Причастен оказался Сафронов и к созданию портретов политиков, например, Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
В то же время подобный китч в искусстве можно вспомнить у не менее знаменитых, даже так называемых в одно время, “придворных художников”, таких как Илья Глазунов и Александр Шилов.
Искусствоведы старой закалки и вовсе ставят в один ряд всех этих трех художников, благо, что манерой письма тот же Глазунов весьма смахивает на Василия Тропинина, а Шилов более тяготеет к брюлловскому воспроизведению. Сафронов наложением мазков ушел недалеко, хотя отличается немного большим разнообразием сюжетов. Не случайно мэтр гордится несколькими конкурсными наградами, присужденными ему, как говорят, “профессиональными критиками”. И даже по сравнению с ними их любимец, заслуживший запись в мировой Книге знаний, где он оказался в сотне лучших художников не только XX, но и XXI века (хотя столетие только началось), кажется достоин большего, поскольку “спокойно работает в различных жанрах и владеет несколькими техниками рисунка”. Любопытно, ну а почему бы профессиональному художнику не обладать всеми этими знаниями и умениями, и с каких пор все эти нормальные профессиональные качества считаются чем-то необычайным даже для мало-мальски художественно подготовленного человека, не говоря уже о мэтре искусства.
Впрочем, надо отдать Сафронову справедливость - он сам постоянно к чему-то стремится, желая “добиться чего-то существенного”. Его почитатели считают, что “в нем много энергии и жизни”, что он “вкладывает в творчество душу и всегда относится к работе с большим энтузиазмом и любит подмечать детали, которые находят свое отражение в портретных работах или же пейзажах”. При этом многие упорно, как уже упоминалось выше, называют Никаса Сафронова одним из главных художников эпохи, благо, что сам Никас полагает, что “до столь высокого статуса ему еще очень далеко”.
Но главное - его работы привлекают самые различные слои населения, разного социального статуса, возраста и даже вероисповедания. Можно назвать несколько работ, возле которых время от времени собирается больше зрителей, чем у других.
Например, это такие произведения, как “В поисках смысла жизни в пустыне мыслей”, “Весна в Полтаве. Шишаки”, “Весна и все вокруг Эйфелевой башни”, серии воспоминаний: “О Кеннеди”, “О королеве Англии. Храни ее Бог”, “О посещении Индии”, “О рае”, “О карнавале в Венеции”, картины “Герой времени египетских походов”, “Гоголевский персонаж, но немного серьезнее”, “Дом с историей”, “Дыхание жизни или священный Будда”, “Женщина гарема или воспоминание о любимом”, “Золотое сечение в другом измерении”, “Из истории Америки. Боги инков”, серия “Из истории”: “Англия. Диана”, “Из литературы”: “Оноре де Бальзак”. Кстати, к этому направлению можно было бы причислить “Мудрость времени Дали”, “Трансформация Рубенса в кубизме”, “Человек, манипулирующий временем”, “Боевой кот в отставке”. При этом любопытно, что “кошачья серия” Сафронова пользуется неизменным успехом у всех и всегда. А в 2004 году художник участвовал даже в благотворительной акции “Строим кошкин дом”, что на фоне современной действительности по отношению к братьям нашим меньшим и вправду выглядит настоящим благородным поступком, достойным подражания, особенно у подрастающего поколения.
Но, пожалуй, наиболее широкую известность Никасу Сафронову принесли серии психологических портретов его современников, которые признаны неплохим современным достижением этого жанра. В них он использует свои обобщенные идеи, которые вылились, по его признанию, “в его собственное направление Dream Vision”, что по технике опирается на классическую живопись, но при этом мастером активно эксплуатируются не только собственное воображение и интуиция, но подсознание и даже неосознанные ощущения.
Проще говоря, по мнению Сафронова, портреты являются чем-то вроде ангелов-хранителей, то есть “портрет живет вечно”. Это уже потом внуки, правнуки будут гордиться, каким был их дед. “Представьте, что где-то когда-то в Италии жил ваш пращур и его рисовал Леонардо да Винчи или Микеланджело. И было это в XVI веке, а вы проследили это до вашего рода...” По его словам, это и есть важность, потому что когда человек помнит историю, он действительно живет.
Добавим, что выставки будут ждать своих почитателей практически до конца января.
Астана |