|
Ольга Шишанова
Хафиз Гизатуллин из “Сакена Сейфуллина”, шекспировский Грациано из “Отелло”, Петр из “Власти тьмы” Толстого и великий хан Кене из спектакля Ауэзова. А также Борис Годунов Пушкина и Берлиоз Булгакова, старик Максима Горького и властный визирь Хуан Отарбаева. Перечислять можно до бесконечности - за полвека легенда столичного Академического русского театра драмы имени М. Горького мастер сцены Владимир Иваненко приобрел такой солидный багаж ролей, что их вполне хватило на персональный бенефис, который с успехом прошел в стенах родного театра
Звезда артиста зажглась еще в далеком 1949 году, в первом армейском спектакле “Сады цветут”, после которого Владимир заразился “творческой бациллой” навсегда.
“Там же я начал петь в хоре, - вспоминает Владимир Степанович. - А когда демобилизовался, мне дали рекомендацию для поступления в театральный вуз. Сначала пытался поступить в ГИТИС, потом - во МХАТ: прошел три тура, но своеобразный украинский говор помешал успеху. Мне порекомендовали попытать счастье в Куйбышевской театральной студии, которую я окончил с отличием. Так начались мои театральные путешествия”.
Владимир Иваненко объездил почти весь Советский Союз. Знал великого московского театрального критика Юрия Фрида, встречался с режиссером Сергеем Герасимовым, был на курсах актерского мастерства в Рузе у старейшей русской актрисы Евдокии Турчаниновой, учился у А. Немировского, М. Астангова, Н. Мордвинова, исполнившего роли незабываемых Богдана Хмельницкого и Котовского в одноименных картинах. Перебирая в памяти города, роли, судьбы родных и близких, судьбы друзей и страны, юбиляр медленно перечисляет: “Сибирь, Заполярье, Кемерово, Кишинев, Барнаул, Вильнюс, Москва, Ленинград, Норильск. Правда, до Дальнего Востока не добрался”. А потом была целина. Тысячи молодых добровольцев со всех уголков огромной страны под звонкую музыку оркестра отправлялись на Поволжье, Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и в бескрайние степи Казахстана. Это время Владимир Степанович вспоминает с особым трепетом. “Театр ездил на грузовиках - в пыли, в грязи... Порой играли так: в одном углу сарая идет спектакль, в другом блеют овцы. Но была романтика, была молодость. Несмотря на тяжелое время, творческие условия и отношения в коллективе были прекрасными. Артистов ждали, встречали. Я начал очень много играть. Здесь же исполнил роль Горького. Театру, его имени я служу по сей день”.
Действительно, ни много ни мало, а почти полвека Владимир Иваненко отдал родной горьковской сцене. Здесь он вырос и состоялся как настоящий мастер своего дела, и его по праву можно считать старожилом столичного русского театра.
За 50 лет службы в театре актер повидал многое - и смену талантливейших режиссеров, а это был заслуженный деятель искусств КазССР Сермягин, заслуженный деятель РК, обладатель серебряной медали имени А. Попова Омаров, лауреат государственных премий СССР и РК, обладатель ордена “Халык Кахарманы” А. Мамбетов, смену репертуара, актерских трупп - и прошел через все самое лучшее настоящей театральной жизни: громкие премьеры, творческий успех, смелые решения и, конечно, зрительскую любовь.
Только на родной сцене Владимир Иваненко сыграл более двухсот ролей в спектаклях самого разного жанра. Созданные актером образы не просто раскрывали разные человеческие характеры, заставляя сострадать, плакать, удивляться или радоваться зрителя, их всегда отличали яркая эмоциональность и предельная искренность.
“Настоящий актер должен обладать умением стать на время единым целым с образом, который он играет. Если артист не живет ролью, он выходит на сцену пустой”, - считает Владимир Степанович. Может быть, поэтому любовь и уважение нескольких поколений зрителей снискали именно его герои. Однако Владимира Иваненко горожане знают не только как артиста, наставника и педагога. Более 20 лет актер руководил народным театром во Дворце культуры железнодорожников, где поставил множество замечательных спектаклей. “Это были очень запоминающиеся годы. В народный театр попадали люди без образования, с улицы. Кто-то проходил подготовку в студии, кто-то учился играть прямо в процессе постановки. Почему-то в театр шли в основном девчонки. Нашими лучшими постановками были “А зори здесь тихие”, “Отважное сердце” и “Антигона”.
В свои 85 Владимир Степанович бодр, энергичен и так же бескорыстно отдает самого себя любимой работе. “Актер никогда не должен останавливаться на достигнутом. Нужно постоянно стараться узнавать больше. Актер должен быть наполнен знаниями до предела, - считает юбиляр. - Я бы, возможно, и не прожил столько лет, если бы не играл. Сцена - это жизнь, это воздух, это все”. И сегодня, в свободное от репетиций время, столичный зритель может часто видеть “Зельдина столичного театра”, медленно прохаживающегося по театральному музею перед началом спектакля.
Кстати, об актерах говорят, что они не работают, а служат театру. Великая русская актриса Пелагея Стрепетова когда-то уточняла: “Я служу народу, а не театру”. Эти слова как нельзя лучше подходят и Владимиру Степановичу. Родившись на Украине в семье священнослужителя, выучившись на актера и набравшись сил у великих артистов и педагогов России, Молдовы, Литвы, Владимир Иваненко приехал в Казахстан, где вырос по-настоящему: стал необыкновенным артистом, мастером сцены, режиссером, художественным руководителем, педагогом и живым образцом удивительной преданности искусству, стране, родному театру и любимой профессии. Неслучайно в декабре 2011 года, в канун празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан, Владимиру Степановичу была вручена одна из наивысших наград - орден “Курмет”.
“Актер - существо жадное, жадное до жизни, новых впечатлений. И пока ноги носят, глаза смотрят, а душа жива, я буду играть”, - улыбается Владимир Степанович.
Автор благодарит за помощь в работе над статьей сотрудника Академического русского театра драмы имени М. Горького Марию Ким
Астана |