|
Анатолий Васнецов
Безусловно, Париж - город особого статуса. Он является не только столицей Франции, родиной демократии, но по праву многими признается оплотом культуры, красоты, изящества. Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал интригующее: “Увидеть Париж и умереть”. Это город эстетов и секс-символов, и быть признанным парижской публикой - в какой-то степени означает достичь большого признания
Осень 2014 года оказалась богатой на культурные выезды во Францию, жители которой с интересом знакомятся с казахской культурой, представляющейся для них не только экзотичной, но и новой, и по праву достойной внимания.
31 октября в рамках сезона культуры Казахстана во Франции в Париже стартовали Дни культуры Астаны. Это еще одно событие, которое призвано укрепить дружественные отношения двух стран, создать культурный диалог и благоприятную почту для дальнейшего разнопланового сотрудничества. В открытии сезона столичной культуры приняли участие мэр Первого округа Парижа Жан-Франсуа Легарэ, Посол Республики Казахстан во Франции Нурлан Даненов, члены столичной делегации, в составе которой были представители акимата г. Астана, государственных ведомств, а также артисты театра “Астана Опера”, этнофольклорный ансамбль “Туран”, ансамбль народного танца “Шалкыма”, танцевальный коллектив “Терра” и многие другие артисты Казахстана.
Торжественная церемония открытия состоялась в сердце столицы Франции перед знаменитым Лувром на площади Пале Ройяль, где наши соотечественники создали экспозицию в духе этнопоселения. Парижская публика, которую так сложно чем-либо удивить, была крайне заинтригована “казахским аулом”, культурой и бытом кочевого степного народа, для них это было малоизвестное, новое и неизученное.
В этноауле гости мероприятия смогли увидеть воочию степные юрты с традиционным убранством, затейливые качели “алтыбакан”, арбы, познакомиться с шедеврами мастеров национальных промыслов, попробовать национальные блюда - от кисломолочных продуктов до горячих бешбармаков и баурсаков. Для маленьких посетителей устроили показы отечественных мультипликационных фильмов с французскими субтитрами, а также проводили различные развлекательные кружки по музыке и рисованию.
Столичные жители Франции с восхищением и изумлением рассматривали казахские музыкальные инструменты, такие как домбра, шанкобыз, сыбызгы, кобыз, пристально вглядывались в дизайн интерьера юрт, ощупывали стены, обшитые войлоком, пытались записать рецепты приготовления казахских блюд, охотно шли на беседы и дискуссии, приобретали на память сувениры, а кто-то даже зажегся желанием посетить нашу страну.
Парижскую публику также радовали концертами как этнического плана, так и классического. Со сцены все время звучала казахская музыка в исполнении оркестра народных инструментов филармонии Астаны, а торжественный момент открытия был ознаменован замечательным национальным танцем в исполнении коллектива филармонии. Свое танцевальное искусство и мастерство продемонстрировали и ансамбли “Терра” и “Шалкыма”, репертуар которого включил казахские танцы “Шаттыћ”, “Керім-ай”, “Шолпы”, “Аћћу ћыздар”, “Шалћыма” и другие. Неоднократный участник культурных мероприятий межэтнического характера этнофольклорный ансамбль “Туран” особо запомнился парижанам. Оригинальность и самобытность коллектива стали очевидны с первых звуков композиций в исполнении ансамбля. Формы произведений, приближенные к образцам старинных инструментальных и вокальных сочинений, завораживающе подействовали на французов. Непрекращающиеся овации и приглашения на бис - это лучшее свидетельство того, что казахская музыка и группа “Туран” пришлись по вкусу нашим зарубежным друзьям. “Туран” - одна из немногих групп, которой удается сохранять казахское музыкальное наследие, создавая при этом новаторские звуковые сочетания.
Участник группы “Туран” Бауржан так рассказывает о своих впечатлениях от этой поездки: “Нас не отпускали со сцены. Приглашали на бис. Для них это, конечно, экзотика. Парижан интересовали наши музыкальные инструменты, поскольку они архаичны. К нам подходили люди, возможно, это были музыканты, они интересовались тем, как можно научиться играть на кобызе, варгане, кыл-кобызе и других. Просили дать мастер-классы. Концерты прошли на ура. Потом по просьбе нашего друга мы дали концерт в парижском кинотеатре, где собралась элита французской киноиндустрии и молодые начинающие актеры театра кино. Они тоже были в восторге, ушли с эмоциями. Сейчас в Европе наблюдается огромный интерес к этнической музыке. Свое народное они уже давно утеряли, а классику и модернистскую музыку они уже пережили. Они хотят музыки, которая ближе к природе, к тому, что является естественным, самобытным. При Советском Союзе кюи были почти ликвидированы по политическим соображениям, поэтому даже нам самим и нашей молодежи, по моим замечаниям, интересно все это изучать и играть. Это взывает кровь”.
Максат, “Туран”: “Мы познакомились с новыми музыкантами, танцорами, нам было интересно общение с разными людьми. Парижане удивляли тем, что они запомнили название нашей группы и, хлопая, кричали: “Туран! Туран! Туран!” Для нас это большая честь - представлять нашу родину, нашу музыку за рубежом. Мы надеемся, что куда бы мы ни поехали, нашу музыку будут принимать, влюбляться в нее, помнить ее”.
Также в рамках сезона культуры прошел гала-концерт “Голос Азии” в здании знаменитого парижского театра “Опера Бастилия”. “Астана Опера” стала первым иностранным театром, который выступил на сцене всемирно известной Мельпомены с собственной концертной программой, в которую вошли отрывки из оперы Джузеппе Верди “Аттила”, выступления солистки столичного театра Жупар Габдуллиной и таких приглашенных исполнителей, как Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков, Ержан Кулибаев, Альберто Газале. Руководили оркестром Абзал Мухитдинов и Алан Бурибаев. |