|
Йоханна Акбар
У каждого из нас свое представление о любви, сформировавшееся на базе литературной, семейной, житейской, наглядной, романтической, интуитивной... Нельзя сказать, что эти представления ошибочны, но порой они играют с нами злую шутку, заставляя совершать необдуманные поступки, бросать любящих и искать страсть, правду и приключения где-то на чужой и чуждой стороне.
С годами наше понимание любви может меняться, ввергая нас в пучину новых исканий, в водоворот новых знакомств. Не каждая встреча бывает отмечена яркими чувствами и моментами - они единичны. Осознание того, что это и было самое яркое, приходит не сразу, а только с фатальной, трагической потерей. О таких судьбоносных, особых свиданиях в жизни человека и повествует известный сборник Бунина “Темные аллеи”, столь актуальный в нашу эпоху “коротких истории”
Рассказы Бунина в театре оказались не такими популярными, как произведений Чехова или “Леди Макбет...” Лескова. Однако XXI век с его любовной раскрепощенностью делает свои выводы о современных театральных репертуарах. “Темные аллеи” - сборник рассказов о земной любви, известный многим еще со школьной скамьи, все чаще оказывается под пристальным взором современных театралов. Осенью 2013 года по мотивам бунинской прозы в “Мастерской Петра Фоменко” ставили спектакль “Последние свидания”, а недавно алматинский “Свой театр” показал свою интерпретацию “Темных аллей”, обозначив спектакль как “Вещь женского пола”.
Эта постановка воспевает женщин. Они абсолютно разные: дерзкие, робкие, глуповатые, фатальные, сентиментальные. Это обманщицы, изменницы, гордые, интеллектуалки, но всех их объединяет искреннее желание познать настоящую страсть, любовь, которая сводит с ума, переворачивает жизнь, приносит единый миг смысла в повседневную и, возможно, не всегда счастливую жизнь, делает сильнее и выносливее.
Это особый тип бунинских женщин, которые ищут светлые идеалы, боготворят своих любимых, подчас отвергаемые ими за любовь и преданность, которые истолковываются как навязчивость и сиюминутность. Такие женщины умеют оглядываться по сторонам и замечать тех, кто нуждается в любви, не зная этого.
Иное дело мужчины, которые предстают глупыми, выбирают вместо любви и преданных подруг социальный статус, положение в обществе, материальное благополучие, исповедуют размытые понятия свободы, мужественности, чести, человечности, гонятся за количеством, а не за качеством. Несмотря на то, что эти мужчины оказываются виновниками любовного праздника, в полноте раскрывают духовную силу своих любовниц, они, по сути, не способны удовлетворить ответной любовью, преданностью и поисками чего-то возвышенного своих подруг. Бунин рисует их какими-то слабыми духом, однако, парадокс - именно им вручает любовь самых лучших женщин, что приводит к фатальным последствиям.
В постановке, длившейся около двух часов, к сожалению, все бунинские истории воспроизвести не удалось. Однако те отрывки “Темных аллей”, которые были выбраны, не могут оставить равнодушными даже тех, кто не знаком с первоисточником.
“Свой театр” - это молодая труппа, собравшая как профессиональных артистов, так и любителей. Актеры признаются, что театр для них - это не только отдушина, но и сцена, где в полноте можно выразить свои чувства и эмоции, что театральные зрители, пусть и не самые многочисленные, но самые отзывчивые и восприимчивые. И вправду, зритель в “Своем театре” втягивается с первых минут, да и постановка хватает зрителя за горло, бьет наотмашь. Еще одним важным персонажем в спектакле “Вещь женского пола” является... погода. На дворе то зима - и героям хочется согреться теплом друг друга, то жарко - и их тянет радоваться жизни, отпущенному времени. Погода формирует атмосферу для сближения, подчеркивая темперамент, ожидания, отмеченные разными ненастьями судьбы.
Как и каждая замечательная постановка, “Вещь женского пола”, конечно же, о сверхлюбви, которая всепоглощающая. Это спектакль, который надо пропустить через себя и свое сердце.
Фото Талгата Галимова |