|
Ольга Шишанова
Ее картины узнаваемы, а творческий почерк индивидуален. Она верна своим предпочтениям и умудряется создавать новое, шагая в ногу со временем. Это - Нина Терещенко, чьими картинами корреспонденту “НП” довелось полюбоваться в святая святых для любого мастера - ее творческой мастерской, пока художница делилась своими мыслями о современном искусстве
- Нина Андреевна, что изменилось в Вашей творческой жизни за последние несколько лет? Что изменилось в Ваших картинах, в Вашем восприятии окружающего мира, может быть, в Вас самой?
- Я не могу сказать, что изменились мои темы, это не так. Все темы, которые присутствовали в моем творчестве, они всегда были и остаются мне интересными. Эти темы я писала всю жизнь, раскрывая внутренний глубинный смысл национального характера, быта, традиций, культуры - если уж говорить о национальном направлении в моем искусстве. Мне эти темы интересны и сегодня, и я их просто продолжаю.
- А когда-то Вам еще нравились такие темы, как женщины и цветы...
- У меня очень много любимых тем. Это и тема материнства, которая очень близка мне, и темы сказок, мифов - библейских, греческих, славянских. Одно время я серьезно ими увлекалась и даже написала целую серию живописных работ, посвященных славянской мифологии. Люблю я и исторические темы, в том числе той страны, в которой прожила всю жизнь. Например, во многих своих картинах я раскрыла тему Шелкового пути, да и потом, я сама родом с юга - родилась в Узбекистане, как раз сейчас пишу картину “Самаркандский базар”. Такие темы - они из детства, они - теплые, с родными запахами, цветовыми сочетаниями, которые отражают мои первые впечатления от этого мира. Они никуда не ушли, они остались во мне и постоянно возвращают меня в самое лучшее время в жизни любого человека - детство.
- Как менялась цветовая гамма в Ваших картинах?
- Я бы не сказала, что моя цветовая гамма сильно поменялась. Как мне нравились всегда солнечные, теплые тона, так они у меня и остались. Это все-таки цвета жизни, теплоты, солнца. Они меня согревают и внутренне, и снаружи, поэтому, когда я пишу картины, они у меня все такие яркие и светлые. Правда, некоторые произведения есть и в темных оттенках, например, одна из таких моих предыдущих работ написана по мотивам сказки Павла Бажова “Хозяйка медной горы”. Там, конечно, использован цвет малахита, изумрудный тон, да и образ самой хозяйки Медной горы, как бы королевы всего этого уральского богатства, тоже написан в изумрудных тонах. А вот черный цвет я, как правило, почти никогда не использую. Я его заменяю различным замесом, например, ФЦ-синий плюс темно-красный краплак, смешав которые, получаю очень богатый темный оттенок, которым и заменяю черный.
- Вашему творчеству присущи и декоративные работы, выполненные в африканском стиле...
- Мне захотелось себя просто попробовать в новой форме, и я сделала декоративную работу “Три грации” - она наполовину шутливая, наполовину экзотическая.
- Когда художники пишут людей на картине - стаффаж или портретное изображение, очень часто они изображают близких или знакомых. Ваши картины “грешат” этим?
- У меня это получается совершенно на интуитивном уровне, во мне, наверно, просто заложен такой образ. Сказать, что я хочу действительно, например, написать мою дочь или близких мне людей в каком-либо сюжете, такого нет. А вот если я задалась целью написать, скажем, в мифах древних славян образы своих родных - дочери, брата, мужа, тогда да, я была настроена на конкретику их изображений. А если это просто какая-нибудь творческая композиция, и у меня возникает необходимость написать в ней женский образ, возможно, там могут и проглядывать какие-то черты, но это просто так ведет рука.
- Что Вы думаете о современном искусстве - в Казахстане, странах СНГ, в дальнем зарубежье?
- Если сравнивать, скажем, современное искусство с XVIII веком, то сейчас совершенно другая живопись. Сейчас она более авангардная, смелая, нет никаких канонов, жестких рамок. Хотя в начале XX века и существовал авангард. Но, когда открывались выставки, все равно был какой-то ценз, произведения могли быть отстранены, убраны, про них могли и вовсе сказать, что та или иная работа не подходит, что в ней нет идеологического начала, либо не то мировоззрение, которое требовалось на тот или иной момент. Сейчас же - полная свобода. Каждый пишет так, как хочет, что хочет, а если сравнивать казахстанских художников с российскими, например, то я думаю, что у нас более яркие работы, потому что в Казахстане идет что-то вроде становления художественной жизни. Поэтому художники здесь и стараются пробовать все и сразу, поработать во всех направлениях. В то время как в России - там больше академизма сдержанности в красках, холодности в пейзажах, то есть проглядывает классика живописи. Но вот эта разница - тем она и интересна. Что касается дальнего зарубежья, там больше востребованы абстрактные работы, я бы назвала их произведениями “ни о чем”.
- Как Вы думаете, какие жанры будут востребованы спустя время: многочисленное их разнообразие в Казахстане, академизм и классика России или абстракционизм дальнего зарубежья?
- Сейчас очень грустно об этом говорить, но современный потребитель искусства в основном приобретает работы китайских постеров. А Китай в этом отношении держит нос по ветру, печатая то, на что существует спрос здесь и сейчас. Доходит до того, что в живописные произведения классики подставляют лица своих знакомых, делая портрет императрицы Екатерины или трех охотников в одноименной картине. Я считаю, что это деградация, и если так пойдет дальше, то общество столкнется с серьезными упущениями.
- А в каких традициях нужно воспитывать публику, чтобы она была восприимчива к настоящему искусству?
- Для этого нужно время, чтобы люди снова осознали истинные ценности. Необходимо воспитывать с детства - прививать вкус, развивать культуру, открывать больше изостудий, художественных школ, чтобы дети искали путь самовыражения, приобретая классические навыки. А если не будет тяги к искусству, то получится как с предыдущим поколением, во времена которого закрывались эти самые художественные школы и настоящее искусство практически исчезло. В результате потери оказались невосполнимы.
- Ваши ближайшие планы - что собираетесь писать, в каких выставках участвовать?
- Планы у меня большие, я собираюсь написать еще очень много работ. Хочу продолжить тему сказок, мифологии, Шелкового пути. Что касается выставок, мой предыдущий юбилейный вернисаж был четыре года назад, я не выставляюсь часто, потому что должен быть наработан какой-то материал. Поэтому следующая моя выставка, которую я планирую к своему очередному юбилею, даст Бог, состоится примерно через год. Я хочу представить на ней свои новые работы, показать свое новое лицо.
Астана |