|
Василина Воркова
Интересное и необычное событие состоялось в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева - группа молодых талантливых художников, музыкантов, фотографов и дизайнеров с успехом провела творческий эксперимент “19:38:02”.
Ребята сплели воедино музыку, перфоманс, живопись, графику, видеоарт, граффити. Впервые зрители смогли воочию увидеть, как создаются произведения искусства, некоторые из них сами приняли участие в творческом процессе, а вот участникам проекта было непросто творить в таких экстремальных условиях
Авторами идеи этого необычного эксперимента стали участники группы “Ниша”, для которых этот проект стал дебютным. Группа объединила музыкантов, фотографов, художников, литераторов и артистов - Булата и Ботагоз Тыныбековых, Айгерим Идрисову, Ю Вон Канна, Меруерт Калиеву и Абделя Мухтарова. Талантливая молодежь стремится продвинуть современное искусства Казахстана как в республике, так и за рубежом, поднять имидж страны.
Участники творческой группы “Ниша” при помощи своего проекта хотят сломать сложившиеся стереотипы о том, что современное искусство - только для тех, кто обладает глубокими знаниями в этой области. Они хотят сделать современное искусство более доступным для масс и представить искусство как завершенный творческий процесс только тогда, когда его воспринимает зритель, становясь его частью.
В проекте приняли участие талантливые казахстанские художники, музыканты, фотографы и дизайнеры, которые учатся в Казахстане и за рубежом в таких учебных заведениях, как Республиканский художественный колледж, Казахская национальная академия искусств имени Т.К.Жургенова, Chelsea College of Art and Design, Regent’s College, University College London, Central Saint Martins, Ecole Nationale Superieure des Beaux-Arts de Paris. Среди них - Анар Аубакирова, Галия Байсеитова, Айдар Баталов, Алпамыс Батыров, Камилла Габдуллина, Айша Джандосова, Айгерим Идрисова, Индира Ихсан, Меруерт Калиева, Борис Леонов, Диас Мурзабеков, Эльдана Шалабаева, Ада Ю.
|
Булат и Ботагоз Тыныбековы - идейные вдохновители проекта |
Творческий эксперимент начался именно в 19 часов 38 минут и 2 секунды, как и было задумано организаторами. В исполнении Булата и Ботагоз Тыныбековых прозвучали произведения двух композиторов, чья музыка тесно связана с модернистскими течениями в искусстве, а участники проекта на глазах у зрителей создавали свои произведения.
Булат и Ботагоз Тыныбековы являются авторами идеи проекта. Они впервые исполнили “Концерт для скрипки” американского композитора-минималиста Филиппа Гласа, что стало новой ступенью в их музыкальной карьере. Также они исполнили одно из красивейших и сложнейших произведений струнного репертуара XX века - “Сонату для скрипки и виолончели” французского композитора Мориса Равеля, творчество которого тесно связано с импрессионистическим течением в искусстве, в его музыке нашла свое отражение изысканная палитра красок художников-импрессионистов.
Булат (виолончель) и Ботагоз (скрипка) Тыныбековы учатся в Королевском колледже музыки Великобритании в классе профессоров Наталии и Александра Боярских. Они являются лауреатами многих международных конкурсов, дают концерты. Они стали идейными вдохновителями и организаторами серии концертов казахской классической музыки в Великобритании.
Мы попросили Булата и Ботагоз немного рассказать о творческом эксперименте “19:38:02”.
- Вы - идейные вдохновители и организаторы этого проекта. Расскажите, как родилась идея этого необычного мероприятия?
- Мы - музыканты, и часто даем концерты в Лондоне. Жизнь в европейском мегаполисе накладывает свой отпечаток на нас, и мы, насмотревшись на разные выставки, решили сотворить что-то оригинальное и необычное в Казахстане. Поэтому мы скооперировались с художниками из Казахстана, которые учатся за рубежом. Так возникла идея - музыка плюс живопись, плюс современное искусство.
Но мы не хотели, чтобы все было как обычно - академическая музыка играет фоном, а на стенах висят картины. Поэтому мы выбрали импровизацию. Такой необычный творческий эксперимент решили назвать “19 часов 38 минут 2 секунды”. В принципе, смысла это название не несет, просто нам показалось, что это хорошо звучит, цифры сможет понять человек любой национальности.
Потом мы начали подбирать музыку, был небольшой художественный совет. Конечно, мы хорошо знаем и любим классический репертуар, но пришлось перестроиться, и нам самим стало интересно исполнить современные произведения. Общими усилиями была выбрана музыка, которая близка по духу художникам. И потом под эту музыку художники писали картины, которые уже представлены на выставке. Вообще наш творческий эксперимент - это когда каждый художник в своем углу будет писать картины, просто творить. Также сами зрители смогут прикоснуться к искусству - для них установлены три мольберта.
Мне очень нравится это неформальное помещение - гараж, как мы его называем, - которое нам предоставил музей, во-первых, потому что главный зал немного чопорный, во-вторых, художники не являются классиками.
Для художников это тоже испытание - здесь шум, гам, люди смотрят, а они должны рисовать. Мы стараемся приблизить искусство к народу, показать, что искусство - это не что-то заоблачное, а художники говорят на понятном всем языке. Нам самим интересно, что из этого получится, как звуки смогут повлиять на творчество художников.
Всеобщее внимание привлек процесс создания граффити в исполнении Айдара Баталова и Алпамыса Батырова. Они изобразили образ стремительного времени, которое невозможно остановить и вернуть назад. Кроме этого Алпамыс Батыров представил свои работы в графике, которые являются диалогом между внутренним миром художника и событиями внешнего мира, все, что волнует его в жизни, глубоко затрагивает его творчество. Каждая композиция начинается со свободных хаотичных движений по чистому листу бумаги, из которых впоследствии вырисовываются образы.
- Работы - это одновременно все комедии и трагедии мира в одном действии. Здесь, чтобы понять замысел создателя, зрителю нужно сразу увидеть происходящее глазами и главного героя, и режиссера, и сценариста, и простого дворника, и ничего не знающего наперед немого зрителя, наблюдающего извне, - говорит Алпамыс.
В свою очередь, Айдар Баталов представил свой дебютный фильм “Перекресток снов”, на основе которого он поступил в Королевскую академию кинематографии Великобритании. В своем фильме он стремится показать, что в жизни нет разделения между снами и реальностью. Подобно музыке Гласа, отдельные эпизоды из фильма, сначала, казалось бы, несвязанные между собой, выстраиваются в единую сюжетную цепочку. Здесь нет прямых ответов на вопросы, здесь присутствует некая неопределенность и ощущение зыбкости происходящего.
Для проекта “19:38:02” Анар Аубакирова создала серию работ, в которых можно почувствовать настроение музыки. Здесь и монохромная палитра, несущая в себе тяжелую атмосферу музыки, и слегка расплывчатые образы, словно дымка чего-то далекого, невидимого, и доля неизвестности, неопределенности в плавно переходящих одна в другую формах.
Интересны работы Бориса Леонова, навеянные темой одиночества и непонимания. Но одиночество в его работах - это не меланхолия и грусть, а то, как одна из проблем современного общества преподносится им с иронией и чувством юмора. |