|
Ольга Шишанова
Дворец князей Юсуповых, в котором жили пять поколений этой славной фамилии, считавшихся не только самой богатой в Европе, но и самой преданной семьей русским императорам, и поныне место уникальное, притягивающее как магнит, своим настоящим, невымышленным теплом
В Юсуповский дворец, который расположен на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, просто невозможно не влюбиться. Причем с первого раза и с первого взгляда. А в этом году, кстати, как раз можно и нужно признаваться в любви этому изумительному творению архитектуры или скорее архитектурной жемчужине князей Юсуповых. Да и повод подходящий - 2014 год в России отмечен как год 400-летия дома Романовых. А кто, как не князья Юсуповы, были напрямую связаны с царской фамилией. Последний наследник рода князь Феликс Феликсович Юсупов был женат на племяннице императора Николая II, правление которого печально известно Первой мировой войной, убийством Григория Распутина и, наконец, последующей гибелью царской семьи в Екатеринбурге, несмотря на отречение императора от престола.
Между тем сам дворец от исторических перипетий пострадал мало - как после революции, когда его спасло именно его историческое прошлое, так и во время Великой Отечественной войны, хотя ему и досталось от авианалетов.
А вообще дворец Юсуповых - место своеобразное. Даже очень. Странно, но в самом дворце мне почему-то казалось (и не мне одной), что в нем мало дневного света, несмотря на наличие огромных стрельчатых окон. Зато много зеркал. Даже чересчур много. Впрочем, это нисколько не мешало волшебному восприятию окружающего пространства, скорее, наоборот, усиливало его. Зеркала в этом дворце, наверное, все-таки особая тема - они старинные и мутные, черные и очень глубокие. Туда только смотреть и смотреть, как в черный омут, они - с трещинами, со странными следами, словно от ударов, аккуратными такими круглыми отметинами... Целые зеркальные лабиринты. Удивительные игры света и тени.
Иногда казалось, что в зеркалах появятся те, кто когда-то украшал собой роскошные гостиные, увешанные гобеленами, или уютные спальни, обставленные со вкусом и в соответствии с модой той эпохи. И везде много светильников, люстр с изумительно-странноватым желтым светом. Причем любопытно, что во всем дворце до сих пор сохранилась аура обжитого места, несмотря на то, что дворцу довелось побывать в роли общественного здания, коим, собственно, он является и сейчас. Но вот ощущения, что это музей, что это нечто общественное, нет. Вот просто напрочь оно отсутствует. Лишь чувство тепла и непреходящей мысли, что ты вернулся домой. Что все это совершенно закономерно, и так и должно быть - тебя здесь ждали и ждут. Ковры, гобелены, драпировки, деревянная мебель, небольшие уютные комнатки, много переходов, распахнутые двери, анфилады коридоров...
К слову, в самом дворце потрясающая резонансная акустика - в бальном зале звук волнами расходится от самого центра, будто бросил камешек в воду и любуешься волнами, расходящимися по воде. Пожалуй, такому приему позавидовал бы даже Кельнский собор.
Как в любом музее, во дворце есть смотрители, но они не мешают, не лезут с нравоучениями, зато при случае все расскажут и объяснят. Впрочем, меня во время посещения этого дворца не оставляло чувство, что я иду не во дворец, а на свидание с хозяином всего этого великолепия - князем Феликсом Юсуповым. Да, собственно, так оно и было. При этом удивляло то, что в Юсуповском дворце всегда много посетителей. Но в те несколько дней, в то время, когда туда приходила я, их было пугающе мало. Их почти не было, так что общаться с Феликсом через интерьеры дворца, через картины, письма и книги мне никто не мешал. Так же, как и в уютной театральной ложе. А еще во дворце есть подвал. Причем тоже совершенно обжитой - со всеми современными коммуникациями, буфетом и целыми лабиринтами из небольших лестниц, закутков, переходов.
Сто лет назад там вершилась история - в покоях молодого князя был убит, как считается, один из самых загадочных фигурантов российской истории Григорий Распутин. На эту тему, в том числе и в интерьерах самого Юсуповского дворца, создано множество фильмов. Один из них - художественный фильм “Распутин”, снятый совсем недавно, где роль главного героя, к которой он шел, по его собственному признанию, целых 15 лет, исполнил Жерар Депардье. Его партнером в образе Николая II выступил российский актер Владимир Машков, а роль прелестного князя Феликса (иначе и не скажешь) досталась потрясающему русскому актеру Филиппу Янковскому, с которой тот блестяще справился. Более того, по словам Филиппа, когда он ступил в гриме и костюме князя на мраморные ступени главной лестницы дворца Юсуповых, директор дворца в изумлении воскликнула: “Барин вернулся...”.
Как удалось за месяц отснять изумительный костюмированный фильм в исторических интерьерах Юсуповского дворца - в следующий раз. Вернувшись же к самому дворцу, хотелось бы добавить, что при моем посещении без мистики, наверное, все же не обошлось. С фотокамерой сопровождающего меня фотографа поистине творилось что-то невообразимое - то свет не так падал, то камера отказывалась срабатывать, то еще что-то было не так и не поэтому. Стоило выйти за пределы Юсуповского дворца, все моментально налаживалось. В итоге дворец пришлось посетить еще не раз. И, если честно, каждый раз это было словно заново, словно я в очередной раз шла на свое первое свидание...
Фото Ольга Никонова
Автор благодарит за помощь в работе над материалом сотрудников Юсуповского дворца, г. Санкт-Петербург.
Астана - Санкт-Петербург |