|
Ольга Шишанова
В сентябре - октябре текущего года через главный музыкальный театр страны пройдет “Шелковый путь”. О репертуаре фестиваля и приезжих знаменитостях, об исполняемой музыке и планах на будущее - в эксклюзивном интервью корреспонденту газеты “НП” рассказал музыкальный руководитель театра “Астана-Опера” Абзал Мухитдинов
- Абзал Мирасбекович, каким образом идея “Шелкового пути” проникла в музыку?
- Сама идея “Шелкового пути” родилась давно, да и бренд этот в разных видах уже раскручен, но что касается именно оперно-балетного искусства, то это будет впервые. Являясь новым театром, естественно, мы ищем новые формы привлечения зрителей, новые формы сотрудничества с другими театрами и артистами. Эти непростые для любого современного театра поиски явились идейной основой для рождения ежегодного музыкального фестиваля, который мы назвали очень близким и понятным для любого цивилизованного человека названием - “Шелковый путь”. Несмотря на то, что это наш первый фестиваль такого рода, он будет очень насыщенным. Аналогов, по крайней мере в Казахстане, ему нет. Фестиваль будет отличаться тем, что каждый вечер будет идти новое название, и уже одно это достаточно сложно, потому что требует больших артистических ресурсов, определенных технических возможностей, а также бюджетных затрат. Таким образом, мы открываем наш второй сезон фестивалем, на котором покажем лучшие оперные и балетные спектакли первого сезона. Более того, в этом фестивале будут принимать участие приглашенные коллективы. Это наш уважаемый “старший брат” ГАТОБ имени Абая из Алматы, который покажет балет “Красная Жизель”, с концертной программой в рамках Дней культуры Китая в Казахстане на нашем фестивале выступит делегация из КНР, две оперы Вагнера представит наш партнер - Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым. А еще мы очень внимательно относимся к нашим легендам.
- Например?
- Параллельно фестивалю в Астане будет проходить очередной конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой. Данью уважения нашей любимой Бибигуль Ахметовне и ее титаническому творческому труду явится ее бенефис 30 сентября, сразу же после закрытия вокального конкурса. В этом концерте будут принимать участие помимо ее самой лучшие ученики знаменитой певицы за все годы, а также лауреаты ее престижного международного конкурса.
- Вернемся к фестивалю, каково будет его расписание?
- Наш фестиваль будет проходить с 17 сентября по 6 октября. Менее чем за три недели фестиваля будет показано 14 разных спектаклей. Мы покажем наши оперные спектакли “Тоска”, “Богема”, “Биржан-Сара”. Труппа Мариинского театра из Санкт-Петербурга покажет “Золото Рейна” и “Валькирию”, дирижировать будет Валерий Гергиев. Из балетных спектаклей можно будет посмотреть “Ромео и Джульетту”, “Спартак” и “Лебединое озеро”. Также в фестивале будет принимать участие столичный “Астана балет”, и завершится весь этот праздник 6 октября гала-концертом с участием оперной мегазвезды, имя которой пока подержим в секрете. Кроме того, программа будет построена на тех номерах, что мы везем в зарубежное турне по маршруту Нью-Йорк - Торонто - Париж - Антверпен - Роттердам, это будет своего рода обкатка программы осеннего мирового турне театра.
- Несколько слов о вашем творчестве. Что изменилось с тех пор, как главный дирижер столичного театра оперы и балета имени К.Байсеитовой Абзал Мухитдинов стал музыкальным директором главного театра страны? Что изменилось в вашей музыке?
- Скажу, что как я старался быть честным по отношению к композиторам, так я и остался верен этому принципу. Думаю, что этот принцип должен быть путеводной звездой для любого музыканта: быть очень искренним по отношению к любому композитору - это самое главное. Когда ты идешь на какие-то уступки, зачастую связанные с лимитами, - это всегда уход с большой дороги музыки. И такое, к сожалению, встречается. Но я пытаюсь, несмотря ни на что, быть очень внимательным к партитурам, хотя это вызывает иногда очень много дополнительной и непредвиденной работы. Например, это постановка балета “Карагоз”, над которым мы уже сейчас работаем. Его премьера состоится 5 декабря текущего года. Дело касается великолепной музыки Газизы Жубановой, которая, по моему мнению, незаслуженно исполняется очень мало. Поэтому в этом направлении сейчас веду определенную редакторскую работу, в том числе и как издатель. Приходится очень много копаться и в архивах, потому что эта музыка никогда не была издана, а исполнена, кажется, всего один раз, и она находится практически на грани исчезновения. Тем не менее мы сделали большую работу, покопались в архивах музея Жубановой, в архивах Театра оперы и балета имени Абая, в библиотеке ГСО и даже пришлось покопаться в архивах в Москве.
Скажу, что это очень интересная музыка, особенно хотел бы отметить Сарыозекские метафоры. Это третья симфония Газизы Жубановой, которая практически не исполняется.
- Чем она необычна?
- Во-первых, она написана очень современным языком, во-вторых, она глубоко концептуальна, а вот сам нотный материал находится в очень плачевном состоянии, ноты почти стерлись, некоторые рассыпаются в руках, это старые пожелтевшие рукописные страницы, и нам приходится все это приводить в порядок.
Дело в том, что в нашей постановке спектакля “Карагоз” расширяется круг музыкальных образов. Используя музыку собственно балета “Карагоз”, мы добавляем еще и музыку из ее вокально-симфонического творчества, третью симфонию, ораторию “Аральская быль” и скрипичный концерт.
- Не будет ли это эклектикой?
- Дело в том, что мы очень долго и внимательно работали над проектом, прослушали очень много ее музыки для того, чтобы создать отвечающий литературной основе драмы М.Ауэзова звуковой образный контент. И, конечно, в какой-то степени эклектика может возникнуть в том смысле, что задействованы разные жанры, но музыка-то написана одним композитором, она очень хорошо передает образы Карагоз, Сырыма, Нарши, Маржан. То есть для такого большого драматического объема необходимо больше музыки. И мы эту музыку нашли. Сейчас мы ведем подготовку к премьере.
- Можете поделиться репертуаром спектаклей, которые предусмотрены в афише “Астана-Опера” до конца нынешнего года, кроме “Карагоз”?
- После заключительного гала-концерта “Шелковый путь”, который состоится 6 октября, у нас запланирована запись двух компакт-дисков с 6 по 12 октября фирмой “Пиано-классикс” из Роттердама, на которых мы представим программу гала-концерта и концерт Чайковского для скрипки с оркестром с солистом Ержаном Кулибаевым, то, что он будет исполнять с нами в Карнеги-холле. Второй альбом будет посвящен Рахманинову - “Симфония № 2”, и третий - это фортепианный концерт с Амиром Тебенихиным.
Потом в театре 13 октября будет концерт испанской музыки, приуроченный к национальному празднику Королевства Испания, который мы готовим совместно с посольством Испании в РК. Буквально через день состоится сольный концерт Нуржамал Усенбаевой, потом, 18 октября, в Мраморном зале будет исполняться “Реквием” Моцарта. Хочу отметить, что этот проект посвящен Дню духовного согласия, который проходит в республике уже более 20 лет. Затем, 22-24 октября, мы планируем премьеру оперы “Травиата”. А с 25 октября по 7 ноября труппа театра выезжает в мировое турне, о котором я уже упоминал выше. По возвращении мы сразу приступаем к подготовке оперы “Аида” в постановке Дзефирелли, премьера которой должна состояться в 20-х числах ноября. Затем, как я уже говорил, в начале декабря - “Карагоз”, в конце года предусмотрена постановка Юрия Григоровича балета “Щелкунчик”. Я уж не говорю о текущем репертуаре, который будет идти между этими премьерами, например, концерт камерной музыки с Арманом Мурзагалиевым, на котором будет звучать музыка Шнитке, Пьяцоллы.
Кроме того, в самом начале следующего года наш балет покажет в Генуе спектакль А.Хачатуряна “Спартак” в хореографии Юрия Григоровича и даст балетный гала-концерт с итальянским оркестром. Также в следующем году мы планируем наши гастроли с оперой “Травиата” по странам Бенилюкса, возможно наше участие и в миланской “ЭКСПО-2015”.
Фото из личного архива
Астана |