ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Четыре века длится живописный день Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК снова уникальная выставка. На этот раз это “Четыре века русской живописи”, на которой представлено 68 произведений искусства, созданных выдающимися художниками с XVIII по XXI век

Самые изысканные живописные полотна были специально отобраны из государственного музейно-выставочного центра “РОСИЗО”, Ивановского областного художественного музея и Тверской областной галереи, которые разместились в залах главного казахстанского храма искусств.
Как рассказала “НП” руководитель отдела современного искусства НМ РК Роза Абенова, в нескольких десятках произведений раскрывается четырехсотлетняя история национальной художественной традиции - от живописцев, стоявших у истоков советского искусства в России, до наших современников, которые продолжают работать в русле традиционной живописной культуры. И в пространстве только одной этой выставки зритель может увидеть работы как классиков русской реалистической школы, так и знаменитых на весь мир мэтров русского авангарда, ведущих мастеров соцреализма, которые знакомы тем, кто учился еще по советским школьным учебникам, и их младших современников, которым пришлось искать собственный творческий путь.
alt
Таким образом, в залах Национального музея развернулся ретроспективный обзор истории и метаморфоз всех основных жанров живописи - портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров, натюрморта и даже картин-фантазий. Вместе с тем в запечатленных художниками разных направлений живописных образах прочитывается история России - от империи до федерации, на полотнах оживают давно ушедшие в прошлое людские типажи и неизменное “лицо” природы - столь непохожих и далеких друг от друга российских регионов.
Действительно, мало в чем так явно, но незаметно для себя проговариваются человек и его эпоха, как в изобразительном творчестве. Так и XVIII век для России стал веком блистательным и бесстрашным, это было время великих преобразований и побед, приравнявших Московию к сильнейшим мировым державам.
В то время русские художники начинают открывать для себя науку светотени и тонких красочных валеров, талантливо перенимая ее у приглашенных императорским двором западных мастеров. Внимательный глаз сразу может заметить следы иконописных приемов в работе живописца середины столетия Вишнякова, трогательно и наивно стремящегося достичь практически факсимильного воспроизведения натуры. “Загадочный мастер Федор Рокотов в своих оговорках и недомолвках присущей ему живописной манеры, в светской улыбчивости персонажей - галантных кавалеров и обворожительных дам, гармонично совпадает с интонацией его эпохи - томного и женственного рококо”, - считает Роза Абенова. К тому же, по ее мнению, искусство Рокотова, неотделимое от европейского вкуса и стиля, обладает при этом собственным шармом и нравом.
alt
Что касается уже XIX века, то в эту эпоху русская живопись выступает равноправным участником европейской художественной культуры, обладая собственной сильной школой образования в лице Академии художеств. Что и показано в работах того времени, которые были специально подобраны для залов казахстанского Национального музея. Это редко показываемые картины Венецианова, Щедрина и Боровиковского, мастерство и индивидуальная выразительность которых ставит их в один ряд с выдающимися европейскими живописцами своего времени. Кроме того, искусство второй половины XIX века представлено в экспозиции редкими работами крупнейших русских художников, таких как непревзойденные мастера исторического жанра, создатели грандиозных полотен эпического характера Репин и Суриков, Верещагин и Поленов. Реалистический пейзаж в этой богатейшей палитре представлен истинными виртуозами этого жанра - Айвазовским и Саврасовым, Левитаном и Жуковским. Ну а так называемые жанровые, или социально-бытовые, картины художников-передвижников, в свое время ставшие эталоном для социалистического искусства реализма, снова вызывают огромный интерес у современного зрителя. Они представлены работами Ярошенко, Корзухина, братьев Маковских. Хотя картина Лансере, которую художник с ностальгией обращает к рокотовскому рококо, демонстрирует прямо противоположное направление для передвижников, так называемое чистое искусство, которое провозгласили художники объединения “Мир искусства” в конце рационального XIX века.
Линия реалистической живописи уверенно продолжилась в художественных произведениях многих мастеров XX века, которые оказались объединенными в отдельную экспозицию в залах столичного музея. Кстати, долгое время, вплоть до 1920-х годов, реализму активно и довольно успешно противостояли мастера авангарда - этакие ниспровергатели традиций, сомневающиеся в самих принципах традиционной живописи и стремившиеся новаторскими средствами достигнуть новых художественных целей. Имена Родченко и Штеренберга, Анненкова и Розанова, Фалька и Уткина характеризуют плеяду реформаторов-авангардистов, к которым не ослабевает интерес и которые представляют яркую эпоху искусства молодой в то время Страны Советов.
Тем не менее в России того времени все-таки возобладала реалистическая тенденция - в 1932 году реализм был объявлен единственным законным художественным методом, который был призван “изображать действительность в ее революционном развитии в целях воспитания зрителя в духе социализма”. Что и выражено на картинах Пластова и Цветкова - двух едва ли не самых ярких представителей этого художественного направления тех лет.
Послевоенные годы характеризуются на выставке уникальным творческим “лицом” мастеров нового поколения “шестидесятников” - Коржева, Обросова, Кугача, на смену которым пришли затем уже “семидесятники” - Ситников, Назаренко, Нестерова, внеся своим появлением нотки романтики и смелой интеллектуальной фантазии в монохромную художественную жизнь своего времени.
И, наконец, в музейной экспозиции, развернутой под девизом “четыре века русской живописи”, камертонами выступили живописные произведения казахстанцев: “шестидесятника” Мызникова, “восьмидесятника” Калинина и мастера постсоветской эпохи Атаханова, каждый из которых, создавая свои произведения, черпал эстетические образцы из всего представленного богатства мировой художественной традиции, частью которой является русская и казахская живопись.
Фото  из архива  Национального  музея  РК

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение