|
Ольга Шишанова
В Национальном музее РК снова уникальная выставка. На этот раз это “Четыре века русской живописи”, на которой представлено 68 произведений искусства, созданных выдающимися художниками с XVIII по XXI век
Самые изысканные живописные полотна были специально отобраны из государственного музейно-выставочного центра “РОСИЗО”, Ивановского областного художественного музея и Тверской областной галереи, которые разместились в залах главного казахстанского храма искусств.
Как рассказала “НП” руководитель отдела современного искусства НМ РК Роза Абенова, в нескольких десятках произведений раскрывается четырехсотлетняя история национальной художественной традиции - от живописцев, стоявших у истоков советского искусства в России, до наших современников, которые продолжают работать в русле традиционной живописной культуры. И в пространстве только одной этой выставки зритель может увидеть работы как классиков русской реалистической школы, так и знаменитых на весь мир мэтров русского авангарда, ведущих мастеров соцреализма, которые знакомы тем, кто учился еще по советским школьным учебникам, и их младших современников, которым пришлось искать собственный творческий путь.
Таким образом, в залах Национального музея развернулся ретроспективный обзор истории и метаморфоз всех основных жанров живописи - портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров, натюрморта и даже картин-фантазий. Вместе с тем в запечатленных художниками разных направлений живописных образах прочитывается история России - от империи до федерации, на полотнах оживают давно ушедшие в прошлое людские типажи и неизменное “лицо” природы - столь непохожих и далеких друг от друга российских регионов.
Действительно, мало в чем так явно, но незаметно для себя проговариваются человек и его эпоха, как в изобразительном творчестве. Так и XVIII век для России стал веком блистательным и бесстрашным, это было время великих преобразований и побед, приравнявших Московию к сильнейшим мировым державам.
В то время русские художники начинают открывать для себя науку светотени и тонких красочных валеров, талантливо перенимая ее у приглашенных императорским двором западных мастеров. Внимательный глаз сразу может заметить следы иконописных приемов в работе живописца середины столетия Вишнякова, трогательно и наивно стремящегося достичь практически факсимильного воспроизведения натуры. “Загадочный мастер Федор Рокотов в своих оговорках и недомолвках присущей ему живописной манеры, в светской улыбчивости персонажей - галантных кавалеров и обворожительных дам, гармонично совпадает с интонацией его эпохи - томного и женственного рококо”, - считает Роза Абенова. К тому же, по ее мнению, искусство Рокотова, неотделимое от европейского вкуса и стиля, обладает при этом собственным шармом и нравом.
Что касается уже XIX века, то в эту эпоху русская живопись выступает равноправным участником европейской художественной культуры, обладая собственной сильной школой образования в лице Академии художеств. Что и показано в работах того времени, которые были специально подобраны для залов казахстанского Национального музея. Это редко показываемые картины Венецианова, Щедрина и Боровиковского, мастерство и индивидуальная выразительность которых ставит их в один ряд с выдающимися европейскими живописцами своего времени. Кроме того, искусство второй половины XIX века представлено в экспозиции редкими работами крупнейших русских художников, таких как непревзойденные мастера исторического жанра, создатели грандиозных полотен эпического характера Репин и Суриков, Верещагин и Поленов. Реалистический пейзаж в этой богатейшей палитре представлен истинными виртуозами этого жанра - Айвазовским и Саврасовым, Левитаном и Жуковским. Ну а так называемые жанровые, или социально-бытовые, картины художников-передвижников, в свое время ставшие эталоном для социалистического искусства реализма, снова вызывают огромный интерес у современного зрителя. Они представлены работами Ярошенко, Корзухина, братьев Маковских. Хотя картина Лансере, которую художник с ностальгией обращает к рокотовскому рококо, демонстрирует прямо противоположное направление для передвижников, так называемое чистое искусство, которое провозгласили художники объединения “Мир искусства” в конце рационального XIX века.
Линия реалистической живописи уверенно продолжилась в художественных произведениях многих мастеров XX века, которые оказались объединенными в отдельную экспозицию в залах столичного музея. Кстати, долгое время, вплоть до 1920-х годов, реализму активно и довольно успешно противостояли мастера авангарда - этакие ниспровергатели традиций, сомневающиеся в самих принципах традиционной живописи и стремившиеся новаторскими средствами достигнуть новых художественных целей. Имена Родченко и Штеренберга, Анненкова и Розанова, Фалька и Уткина характеризуют плеяду реформаторов-авангардистов, к которым не ослабевает интерес и которые представляют яркую эпоху искусства молодой в то время Страны Советов.
Тем не менее в России того времени все-таки возобладала реалистическая тенденция - в 1932 году реализм был объявлен единственным законным художественным методом, который был призван “изображать действительность в ее революционном развитии в целях воспитания зрителя в духе социализма”. Что и выражено на картинах Пластова и Цветкова - двух едва ли не самых ярких представителей этого художественного направления тех лет.
Послевоенные годы характеризуются на выставке уникальным творческим “лицом” мастеров нового поколения “шестидесятников” - Коржева, Обросова, Кугача, на смену которым пришли затем уже “семидесятники” - Ситников, Назаренко, Нестерова, внеся своим появлением нотки романтики и смелой интеллектуальной фантазии в монохромную художественную жизнь своего времени.
И, наконец, в музейной экспозиции, развернутой под девизом “четыре века русской живописи”, камертонами выступили живописные произведения казахстанцев: “шестидесятника” Мызникова, “восьмидесятника” Калинина и мастера постсоветской эпохи Атаханова, каждый из которых, создавая свои произведения, черпал эстетические образцы из всего представленного богатства мировой художественной традиции, частью которой является русская и казахская живопись.
Фото из архива Национального музея РК
Астана |