|
Ольга Шишанова
В Национальном музее РК - новая выставка. На этот раз виновниками торжества стали художественные произведения современных казахстанских мастеров. О том, как создавалась экспозиция и какие работы могут попасть в золотой фонд Казахстана, “НП” в эксклюзивном интервью рассказала руководитель отдела современного искусства НМ РК Роза Абенова
- Роза Темирбековна, как Вам удалось совместить в одной экспозиции такие разные работы мастеров из разных эпох?
- Во-первых, я бы сказала, что уровень изобразительного искусства за последние 20 лет претерпел некие изменения. Появились новые течения и направления, которые мы сегодня называем “контемпорари-арт”. Ну а те художники, которые по-прежнему работают в так называемом этно-романтическом стиле, ориентированы, к сожалению, в первую очередь, на коммерческий успех, нежели на творческий. Это было очень заметно по тем работам, которые к нам поступили. Поэтому мы произвели тщательный отбор, и я думаю, что Национальный музей на сегодняшний день в принципе поднимает планку, потому что мы рассматриваем только высокохудожественные работы, а также только те, которые нигде не выставлялись, ни в каких каталогах не упоминались хотя бы за последние два-три года.
- А что будет с произведениями, которые не впишутся в концепт?
- Дело в том, что у нас все-таки достаточно много работ, которые не выставлены, но которые кочуют из одной выставки в другую, то есть “дежурные” такие работы. Тем не менее все равно многие художники сейчас планируют у нас выставиться, сделать персональные выставки, однако наш отдел будет предъявлять к каждому из них определенные требования. Ведь должна быть некая кураторская работа, которая позволит сделать любую выставку не просто показом очередных написанных картин, а неким размышлением над определенным периодом в творческой деятельности художника. Некий отчет, даже, если хотите, художественный поиск форм и языка. Поэтому меня очень радует тот факт, что на сегодняшний день наряду с маститыми художниками у нас выставляются и начинающие.
- Каково Ваше мнение об уже выставленных работах?
- Самый известный из них - это Сабур Мамбеев. Здесь представлены его работы, которые исполнены в жанре портрета. Также в экспозиции находятся произведения таких признанных художников, как Амандос Аканаев, Исатай Исабаев, Камиль Муллашев. К сожалению, у нас нет работ Абдрашита Сыдыханова, хотя было бы замечательно показать его живопись тут, особенно картины “белого” периода. Тем не менее на всех этих картинах видно, какие претерпеваются изменения в художественном стиле, как появляются новые течения, направления, что происходило в эпоху перестройки, когда, казалось, совершенно никому не было дела до творческих замыслов, но художники тем не менее старались быть верны своей профессии. Хотя многие из них в то время ушли в конъюнктурные, коммерческие проекты, и это стало особенностью художников Казахстана.
- Кто из молодых художников смог бы, по-Вашему, работать на перспективу?
- Это Бахыт Бубеканова, Анара Аубакирова, Мухит Мырзалиев или вот Константин Меркаба - молодой, подающий надежды художник. Это та новая молодежь с абсолютно новым пониманием мира, которая, с одной стороны, более рациональная, с другой - у нее совершенно другое видение и представление будущего и окружающего мира. Это очень интересное видение, потому что в своих работах эта художественная молодежь не боится искать и проявлять себя в каких-то новых качествах, новых формах. Идет новое поколение, и оно же ведет постоянный поиск и нового художественного языка, и новых художественных форм.
- Несколько слов о скульптурах...
- В нашем зале представлены практически все работы Еркина Мергенова, например, такие, как “Курос” и “XX век”. Есть работы его племянника Алибека Мергенова. Кроме того, я бы хотела обратить внимание на одну скульптуру, которую можно долго рассматривать детально. Согласитесь, что всегда можно отличить художника по его интеллектуальной наполненности, когда у него есть что сказать, и он это говорит. Вот как в этой современной, но весьма далекой от обычной работы “Мать-земля”. Каждая деталь, каждая часть этой скульптуры говорит о причудливых попытках передать по-своему современное впечатление, а не обычное, традиционное статичное и монументальное. А происходит это потому, что у современной молодежи расширяется кругозор, они ездят на международные выставки, они видят, как работают на мировых площадках другие художники, они не боятся быть непохожими. Хотя есть часть любителей живописи, которая признает только традиционную реалистическую живописную школу, созерцательную живопись, но сегодня в век потока информации, в которой мы просто утопаем, скорость наших действий, передвижений настолько увеличена, что новая трансформация, кажущаяся на первый взгляд оптической, как раз является и реалистичной, отражающей именно сегодняшнюю реальность.
- Креативные живописные работы у сегодняшней молодежи есть?
- Достаточно обратить внимание на “Городской пейзаж” Айши Сейтказиной, на ее диптих дневной и ночной Астаны. Когда она, студентка третьего курса университета “Шабыт”, впервые пришла со своей работой, я была приятно удивлена, а она очень обрадовалась, что ее работу приняли. Я специально расположила эти картины на выходе из зала, как камертон, потому что полностью композицию выстраивала сама. Этот диптих - такая точка, такой восклицательный знак, и художественное будущее - вот за такой молодежью. Или вот Куаныш Базаргалиев со своей работой “Продажное искусство”. В одной части - абстрактная композиция, в другой - его серия “Столы и стулья”. А вот Ботагоз Аканаева, работы которой обычно очень декоративны, но вот тут у нее свой посыл, отображающий в основном женские образы, которые она очень любит писать. Произведения Андрея Старкова на первый взгляд очень реалистичны, в них он передает свое увлечение альпинизмом, хотя на первый взгляд изображения гор на клювах птиц не так заметны. Или Сауле Сулейменова, художница, представленная циклом своих работ “Аруахи-8”, в которых у нее своя техника - прифотопринт и акриловые краски. Или карагандинец Айбек Бегалин со своими картинами 1996 года из цикла “Апокалипсис” - “Атлантида”, “Падающая звезда” и “Мегаполис”. Он весьма своеобразен, так же, как и его техника написания, которую он называет “бегалиграфией”. А еще мне нравятся необычные работы Оразбека Есенбаева, выполненные шариковой ручкой на шелке...
Астана |