|
Ольга Шишанова
В Национальном музее Республики Казахстан, презентация которого состоялась накануне празднования дня рождения столицы, открылась выставка “Традиционный текстиль Центральной Азии и Кавказа - наследие Великого шелкового пути”. Рассказать о вернисаже, на котором экспонируется более 400 предметов, представляющих собой этнографические памятники из собрания Российского этнографического музея, мы попросили руководителя сектора учета и хранения экспонатов временного хранения Национального музея Казахстана Батеш Акпасову
- Батеш Рахметжановна, в чем уникальность вернисажа?
- Наши государства издревле связывают крепкие узы дружбы, и выставка, организованная совместно с нашими российскими коллегами, еще раз говорит о добрых отношениях, открытости и солидарности. Российский этнографический музей - один из крупнейших музеев России, фонды которого сохранили часть истории Казахстана, что вызывает уважение и доверие. Ну а сама выставка связана с золотым веком Востока, когда по пустынным дорогам караваны верблюдов перевозили драгоценности, роскошные шелковые ткани, великолепные одеяния, специи и другие сокровища. Ведь обширная территория Казахстана, где пересекались торговые пути из Индии и Китая в Средиземноморье и Поволжье, издавна являлась пространством культурного диалога между Западом и Востоком, местом синтеза различных религиозных, философских, этических идей, технологий и форм отражения действительности в художественном творчестве самых разных народов Евразии.
- Расскажите об этом подробнее...
- На вернисаже экспонируется более 400 предметов. Это инструменты и станки, костюмные комплексы, предметы интерьера, убранство верховых и вьючных животных, образцы тканей, ковры и вышивки, атрибуты свадебного ритуала, предметы исламского культа и многое другое. Экспозиция характеризует и место текстиля в традиционной культуре народов Центральной Азии и Кавказа, а также сферы его бытования.
Все эти экспонаты были собраны этнографами-исследователями Российского этнографического музея в XVIII-XX веках, в то время как сама история музея восходит к середине XIX века. Основал его император Николай II во исполнение памяти и воли своего отца императора Александра III, а в 1902 году музей открыл свои двери для первых посетителей. Кстати, по материалам выставки издан роскошный каталог, в котором подробно описываются не только технологии производства и использование в быту текстиля, но затрагиваются вопросы истории данного периода и общественных отношений.
- Есть ли среди представленных экспонатов, что называется, самые-самые?
- Я не думаю, что можно вычленить из всей коллекции какой-то отдельный экспонат, потому что прежде всего они все уникальны своей подлинностью, тем, что это оригиналы, первоисточники. И это просто замечательно, что астанчане и гости города могут своими глазами увидеть воочию памятники истории Казахстана, которые были сохранены в храме искусств на берегах Невы.
Например, в экспозиции находится древняя огромная арба. Глядя на нее, можно запросто представить улицы древнего города, по которым она пылила, проезжая мимо восточного базара, прислушаться к бойкой торговле шелками и тюбетейками, пряностями и сладостями.
Или можно зайти в юрту, которая выставлена тут же, в экспозиции, и внутри которой находятся экспонаты из фарфора, казалось бы, несвойственные образу тех времен. Или вот костюм дервиша ручной работы, который сразу привлекает к себе внимание. И костюм этот, и ковры ручной работы, которые представлены на выставке, все это предметы народного промысла. Кстати, здесь же экспонируются те вещи, на которых эти ткани или ковры создавались.
- На выставке представлены и огромные фотоснимки, которые словно комментируют экспонаты...
- Это фотоснимки также из коллекции Российского этнографического музея, созданные фотографом-этнографом Самуилом Дудиным, который жил с 1863 по 1929 год. Он был настоящим патриотом, который по-настоящему любил свое дело, который пешком исходил всю Центральную Азию и Казахстан. И сумел запечатлеть на своих фотоснимках образы тех людей, той жизни, атмосферы, ауры того времени. На его фотографиях, пожелтевших от времени, старик, продающий тюбетейки, женщина-мастерица, на руки которой фотограф обращает внимание в первую очередь, невеста в богатом саукеле. То есть каждый снимок обладает своей собственной историей.
- Расскажите о коврах, что экспонируются на выставке. Центральная Азия была велика, а культура, которая в том числе выражалась в ковроткачестве, у каждого народа, ее населяющего, была своя...
- Да, это так. Например, если посмотреть на туркменские ковры, они характеризуются более частыми фрагментами посадки узоров. Кроме того, они отличались, и очень даже, от казахских ковров, хотя в некоторых изделиях могла совпадать длина ворса. Но вот узоры, орнаментика, семантика назначений - это все было уже другим. Кстати, и семантика, и узоры всегда определяли определенные вечные истины, кроме того, что люди стремились окружить себя красивыми и приятными вещами. А еще они позволяли без труда определять социальный статус семьи или отдельного человека, что без труда прослеживалось при ношении одежды с определенными знаками и узорами.
- В чем особенность казахских ковров?
- Казахские ковры делались на периферии, они отличаются тем, что отражают кочевнический уклад жизни. Например, на большой магистрали Шелкового пути сосредоточивались более крупные либо средние ремесленные производства. А наши предки, занимаясь обработкой шерсти овец, коз, верблюдов, создавали войлочные изделия, занимались кошмовалянием, то есть тем, что конкретно отображало кочевнический уклад и кочевнический быт того времени. Они были замечательными мастерами сырмаков, текеметов, коржунов, ворсовых и безворсовых ковров. Кстати, все это можно увидеть в экспозиции, в казахской юрте.
- Каковы ваши дальнейшие планы с Российским этнографическим музеем?
- Накануне презентации нашего музея к нам приехала целая делегация во главе с директором Российского этнографического музея Владимиром Грусманом. Так вот, в результате этой встречи между администрациями двух музеев, двух храмов культуры был подписан меморандум о дальнейшей совместной работе в области музейного дела. А это значит, что у нас намечаются большие проекты, куда включены обмен опытом, стажировки наших сотрудников, обучающие семинары. То есть музеи нужны, музеи важны, и мы должны показывать историю развития нашего государства, используя при этом мировой музейный опыт.
Астана |