ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золотой век Востока, или 400 предметов памяти Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее Республики Казахстан, презентация которого состоялась накануне празднования дня рождения столицы, открылась выставка “Традиционный текстиль Центральной Азии и Кавказа - наследие Великого шелкового пути”. Рассказать о вернисаже, на котором экспонируется более 400 предметов, представляющих собой этнографические памятники из собрания Российского этнографического музея, мы попросили руководителя сектора учета и хранения экспонатов временного хранения Национального музея Казахстана Батеш Акпасову

- Батеш Рахметжановна, в чем уникальность вернисажа?
- Наши государства издревле связывают крепкие узы дружбы, и выставка, организованная совместно с нашими российскими коллегами, еще раз говорит о добрых отношениях, открытости и солидарности. Российский этнографический музей - один из крупнейших музеев России, фонды которого сохранили часть истории Казахстана, что вызывает уважение и доверие. Ну а сама выставка связана с золотым веком Востока, когда по пустынным дорогам караваны верблюдов перевозили драгоценности, роскошные шелковые ткани, великолепные одеяния, специи и другие сокровища. Ведь обширная территория Казахстана, где пересекались торговые пути из Индии и Китая в Средиземноморье и Поволжье, издавна являлась пространством культурного диалога между Западом и Востоком, местом синтеза различных религиозных, философских, этических идей, технологий и форм отражения действительности в художественном творчестве самых разных народов Евразии.
alt
- Расскажите об этом подробнее...

- На вернисаже экспонируется более 400 предметов. Это инструменты и станки, костюмные комплексы, предметы интерьера, убранство верховых и вьючных животных, образцы тканей, ковры и вышивки, атрибуты свадебного ритуала, предметы исламского культа и многое другое. Экспозиция характеризует и место текстиля в традиционной культуре народов Центральной Азии и Кавказа, а также сферы его бытования.
Все эти экспонаты были собраны этнографами-исследователями Российского этнографического музея в XVIII-XX веках, в то время как сама история музея восходит к середине XIX века. Основал его император Николай II во исполнение памяти и воли своего отца императора Александра III, а в 1902 году музей открыл свои двери для первых посетителей. Кстати, по материалам выставки издан роскошный каталог, в котором подробно описываются не только технологии производства и использование в быту текстиля, но затрагиваются вопросы истории данного периода и общественных отношений.
alt
- Есть ли среди представленных экспонатов, что называется, самые-самые?

- Я не думаю, что можно вычленить из всей коллекции какой-то отдельный экспонат, потому что прежде всего они все уникальны своей подлинностью, тем, что это оригиналы, первоисточники. И это просто замечательно, что астанчане и гости города могут своими глазами увидеть воочию памятники истории Казахстана, которые были сохранены в храме искусств на берегах Невы.
Например, в экспозиции находится древняя огромная арба. Глядя на нее, можно запросто представить улицы древнего города, по которым она пылила, проезжая мимо восточного базара, прислушаться к бойкой торговле шелками и тюбетейками, пряностями и сладостями.
Или можно зайти в юрту, которая выставлена тут же, в экспозиции, и внутри которой находятся экспонаты из фарфора, казалось бы, несвойственные образу тех времен. Или вот костюм дервиша ручной работы, который сразу привлекает к себе внимание. И костюм этот, и ковры ручной работы, которые представлены на выставке, все это предметы народного промысла. Кстати, здесь же экспонируются те вещи, на которых эти ткани или ковры создавались.
alt
- На выставке представлены и огромные фотоснимки, которые словно комментируют экспонаты...

- Это фотоснимки также из коллекции Российского этнографического музея, созданные фотографом-этнографом Самуилом Дудиным, который жил с 1863 по 1929 год. Он был настоящим патриотом, который по-настоящему любил свое дело, который пешком исходил всю Центральную Азию и Казахстан. И сумел запечатлеть на своих фотоснимках образы тех людей, той жизни, атмосферы, ауры того времени. На его фотографиях, пожелтевших от времени, старик, продающий тюбетейки, женщина-мастерица, на руки которой фотограф обращает внимание в первую очередь, невеста в богатом саукеле. То есть каждый снимок обладает своей собственной историей.
alt
- Расскажите о коврах, что экспонируются на выставке. Центральная Азия была велика, а культура, которая в том числе выражалась в ковроткачестве, у каждого народа, ее населяющего, была своя...

- Да, это так. Например, если посмотреть на туркменские ковры, они характеризуются более частыми фрагментами посадки узоров. Кроме того, они отличались, и очень даже, от казахских ковров, хотя в некоторых изделиях могла совпадать длина ворса. Но вот узоры, орнаментика, семантика назначений - это все было уже другим. Кстати, и семантика, и узоры всегда определяли определенные вечные истины, кроме того, что люди стремились окружить себя красивыми и приятными вещами. А еще они позволяли без труда определять социальный статус семьи или отдельного человека, что без труда прослеживалось при ношении одежды с определенными знаками и узорами.
alt
- В чем особенность казахских ковров?

- Казахские ковры делались на периферии, они отличаются тем, что отражают кочевнический уклад жизни. Например, на большой магистрали Шелкового пути сосредоточивались более крупные либо средние ремесленные производства. А наши предки, занимаясь обработкой шерсти овец, коз, верблюдов, создавали войлочные изделия, занимались кошмовалянием, то есть тем, что конкретно отображало кочевнический уклад и кочевнический быт того времени. Они были замечательными мастерами сырмаков, текеметов, коржунов, ворсовых и безворсовых ковров. Кстати, все это можно увидеть в экспозиции, в казахской юрте.
- Каковы ваши дальнейшие планы с Российским этнографическим музеем?
- Накануне презентации нашего музея к нам приехала целая делегация во главе с директором Российского этнографического музея Владимиром Грусманом. Так вот, в результате этой встречи между администрациями двух музеев, двух храмов культуры был подписан меморандум о дальнейшей совместной работе в области музейного дела. А это значит, что у нас намечаются большие проекты, куда включены обмен опытом, стажировки наших сотрудников, обучающие семинары. То есть музеи нужны, музеи важны, и мы должны показывать историю развития нашего государства, используя при этом мировой музейный опыт.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение