ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Рассыпанные знаки сакральных символов Культура

Ольга Шишанова
Накануне дня рождения Астаны столичная галерея “Шежире” порадовала любителей живописи персональной выставкой “Путь к себе”, состоящей из 45 полотен художника Ахметжана Ахатбакиева и посвященной
60-летнему юбилею мэтра

Он занимается всем понемногу - краски, глина, нитки, палитры и кисточки у него всегда рядом, всегда под рукой. Кажется, нет такой области искусства, которую бы он не попробовал, где бы не оставил свой след как художник. Любопытно, что в прошлом Ахат в основном отдавал предпочтение керамике. Сколько кашпо и кувшинов он создал - не счесть. Чтобы поднатореть в этом искусстве, специально ездил в Узбекистан, в маленький городок Гиждуван - очень старое поселение с древними традициями, в котором живут сразу несколько поколений керамистов.
alt
А еще он - замечательный мастер гобелена. И во всем Ахмета Ахата, получившего профессиональное образование по европейскому образцу, восточное искусство притягивает своей философией, пластической образностью, особой эстетической системой. Не случайно искусствоведы считают, что в основе творческого стиля Ахметжана, евразийского по своей концепции, все-таки больше восточного, чем западного. Преображенное собственным творческим видением художника, оно звучит камертоном во всех его произведениях. Например, тот же величественный проект древнего Востока - Шелковый путь - в течение многих лет продолжает оставаться для художников Казахстана источником творческих идей, аналитических обобщений, разных ценностных открытий. Не остался в стороне и Ахат. Маршрут Шелкового пути, карта передвижения этого символического каравана, обозначена в его серии “Города на Шелковом пути” своеобразными вехами - образами городов, чей облик в каждом случае несет в себе своеобразие взрастившей их природной и культурной среды. Но главное, Ахметжан хорошо знает эти города. Дома из глины, почти вручную вылепленные их хозяевами, в дрожащем от зноя воздухе теряют четкие очертания. Их силуэты будто растворяются в световоздушной среде, они становятся миражами, представшими из древности, хотя на самом деле вполне материальны и обитаемы. Их реальная жизнь обнаруживается благодаря почти незаметному человеческому присутствию, где-то в тени отдыхает старик в национальной одежде, то вдруг заалеет платье девочки, скрывающейся в темном проходе двора.
Интенсивная творческая энергия художника имеет свое внутреннее объяснение: ее двигатель - это страсть, форма мышления. А может быть, миссия художника - путешествия. И не только из точки “а” в точку “б”, хотя такие передвижения, постоянные поездки - обычный атрибут его жизни. Важно то, что, совершая путешествие в пространстве, он одновременно внутренним зрением путешествует и во времени, обозначая для себя “знаки”, которые, как говорил Пауло Коэльо, “рассыпаны всюду, их нужно только научиться читать”.
Так и слово “путешествие”, понимаемое в обычном порядке просто как развлекательно-туристский отдых, имеет у него более глубокое содержание, уже почти утерянное в нашем безумном беге по жизни. “Путе-шествие”, или шествие путем, “идти своей дорогой”, “дорогу осилит идущий” - все это относится к путешествию, а художник, как странник, идущий к своей цели, совершает в своем творчестве собственный путь, определяемый жизнью и интуицией. Для Ахмета - это дорога от реалий настоящего к глубоким истокам культуры своего народа и Востока в целом.
alt
А еще на его выставке особую роль занимают полотна, посвященные наскальным рисункам урочища Тамгалы. По мнению мастера, история народов, их уклад жизни - все это, как в зеркале, отражается в петроглифах. Вот и в своих загадочных произведениях, которые также созданы им знаково-петроглифически, Ахат пристрастился к желтому и оранжевому цветам. Благодаря их свойствам и его искусству при просмотре картин создается ощущение тепла, которое согревает все вокруг, и света, который все освещает. Для него этот природный храм - естественно-природное архитектурное сооружение, предназначенное для творчества древних художников. Суть проста: наскальные рисунки - это очередная страсть Ахмета, которая проявляется и является одной из главных в его творчестве. Мастера привлекает не только и не столько ритуально-религиозная символика изображений, но прежде всего их особая художественная пластика, лаконичная и острая выразительность, превращающая каждый графический образ в наполненный собственным смыслом самостоятельный знак-иероглиф.
Помещенные в каждом случае в особой художественно-эстетической среде, свойственной конкретно избранной технологии и материалу, они как будто обретают новое дыхание жизни. Для автора эти образы - своего рода аруахи, духи предков, которые сопровождают каждого человека на протяжении всей его жизни.
И всегда картины художника предельно насыщены колоритом, фактурностью. Масло накладывается в несколько цветных слоев, проглядывающих один из-под другого, движение кисти бороздит податливую массу. Мастихином же выстраивается рельефная поверхность холста - идет активный созидательный процесс, проявляющийся из глубины веков, - сакральные символы человеческой культуры.
Фото Радмир Фахрутдинов

Справка “НП”

В 1974 году Ахмет Ахат окончил Алматинский педагогический институт, художественно-графический факультет и аспирантуру при Институте востоковедения АН РК. В 1995 году в Ташкенте был награжден золотой медалью на выставке “Азия Арт”. В 2004 году стал заслуженным деятелем РК. Лауреат премии “Ильхам”. Постоянный участник всех республиканских выставок, провел большое количество персональных выставок в Турции, Италии, США, Китае, Великобритании и Казахстане.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение