|
Ольга Шишанова
Накануне дня рождения Астаны столичная галерея “Шежире” порадовала любителей живописи персональной выставкой “Путь к себе”, состоящей из 45 полотен художника Ахметжана Ахатбакиева и посвященной
60-летнему юбилею мэтра
Он занимается всем понемногу - краски, глина, нитки, палитры и кисточки у него всегда рядом, всегда под рукой. Кажется, нет такой области искусства, которую бы он не попробовал, где бы не оставил свой след как художник. Любопытно, что в прошлом Ахат в основном отдавал предпочтение керамике. Сколько кашпо и кувшинов он создал - не счесть. Чтобы поднатореть в этом искусстве, специально ездил в Узбекистан, в маленький городок Гиждуван - очень старое поселение с древними традициями, в котором живут сразу несколько поколений керамистов.
А еще он - замечательный мастер гобелена. И во всем Ахмета Ахата, получившего профессиональное образование по европейскому образцу, восточное искусство притягивает своей философией, пластической образностью, особой эстетической системой. Не случайно искусствоведы считают, что в основе творческого стиля Ахметжана, евразийского по своей концепции, все-таки больше восточного, чем западного. Преображенное собственным творческим видением художника, оно звучит камертоном во всех его произведениях. Например, тот же величественный проект древнего Востока - Шелковый путь - в течение многих лет продолжает оставаться для художников Казахстана источником творческих идей, аналитических обобщений, разных ценностных открытий. Не остался в стороне и Ахат. Маршрут Шелкового пути, карта передвижения этого символического каравана, обозначена в его серии “Города на Шелковом пути” своеобразными вехами - образами городов, чей облик в каждом случае несет в себе своеобразие взрастившей их природной и культурной среды. Но главное, Ахметжан хорошо знает эти города. Дома из глины, почти вручную вылепленные их хозяевами, в дрожащем от зноя воздухе теряют четкие очертания. Их силуэты будто растворяются в световоздушной среде, они становятся миражами, представшими из древности, хотя на самом деле вполне материальны и обитаемы. Их реальная жизнь обнаруживается благодаря почти незаметному человеческому присутствию, где-то в тени отдыхает старик в национальной одежде, то вдруг заалеет платье девочки, скрывающейся в темном проходе двора.
Интенсивная творческая энергия художника имеет свое внутреннее объяснение: ее двигатель - это страсть, форма мышления. А может быть, миссия художника - путешествия. И не только из точки “а” в точку “б”, хотя такие передвижения, постоянные поездки - обычный атрибут его жизни. Важно то, что, совершая путешествие в пространстве, он одновременно внутренним зрением путешествует и во времени, обозначая для себя “знаки”, которые, как говорил Пауло Коэльо, “рассыпаны всюду, их нужно только научиться читать”.
Так и слово “путешествие”, понимаемое в обычном порядке просто как развлекательно-туристский отдых, имеет у него более глубокое содержание, уже почти утерянное в нашем безумном беге по жизни. “Путе-шествие”, или шествие путем, “идти своей дорогой”, “дорогу осилит идущий” - все это относится к путешествию, а художник, как странник, идущий к своей цели, совершает в своем творчестве собственный путь, определяемый жизнью и интуицией. Для Ахмета - это дорога от реалий настоящего к глубоким истокам культуры своего народа и Востока в целом.
А еще на его выставке особую роль занимают полотна, посвященные наскальным рисункам урочища Тамгалы. По мнению мастера, история народов, их уклад жизни - все это, как в зеркале, отражается в петроглифах. Вот и в своих загадочных произведениях, которые также созданы им знаково-петроглифически, Ахат пристрастился к желтому и оранжевому цветам. Благодаря их свойствам и его искусству при просмотре картин создается ощущение тепла, которое согревает все вокруг, и света, который все освещает. Для него этот природный храм - естественно-природное архитектурное сооружение, предназначенное для творчества древних художников. Суть проста: наскальные рисунки - это очередная страсть Ахмета, которая проявляется и является одной из главных в его творчестве. Мастера привлекает не только и не столько ритуально-религиозная символика изображений, но прежде всего их особая художественная пластика, лаконичная и острая выразительность, превращающая каждый графический образ в наполненный собственным смыслом самостоятельный знак-иероглиф.
Помещенные в каждом случае в особой художественно-эстетической среде, свойственной конкретно избранной технологии и материалу, они как будто обретают новое дыхание жизни. Для автора эти образы - своего рода аруахи, духи предков, которые сопровождают каждого человека на протяжении всей его жизни.
И всегда картины художника предельно насыщены колоритом, фактурностью. Масло накладывается в несколько цветных слоев, проглядывающих один из-под другого, движение кисти бороздит податливую массу. Мастихином же выстраивается рельефная поверхность холста - идет активный созидательный процесс, проявляющийся из глубины веков, - сакральные символы человеческой культуры.
Фото Радмир Фахрутдинов
Справка “НП”
В 1974 году Ахмет Ахат окончил Алматинский педагогический институт, художественно-графический факультет и аспирантуру при Институте востоковедения АН РК. В 1995 году в Ташкенте был награжден золотой медалью на выставке “Азия Арт”. В 2004 году стал заслуженным деятелем РК. Лауреат премии “Ильхам”. Постоянный участник всех республиканских выставок, провел большое количество персональных выставок в Турции, Италии, США, Китае, Великобритании и Казахстане.
Астана |