|
Ольга Шишанова
В столичной галерее “Шежире” проходит персональная выставка талантливого художника из Киргизии Диаса Устемирова с очень говорящим названием “Душа и крылья кочевника”
Художник сотрудничает с галерей “Шежире” уже более десяти лет, и его творчество хорошо знают в Казахстане. Особенно, как считают поклонники его картин, их привлекают живописные картины мастера, тонко и точно передающие праническую атмосферу, в которой гармонично сосуществуют человек и природа.
А вот искусствоведы считают, что киргизский художник и поэт Диас Устемиров на сегодняшний день является едва ли не единственным и ярчайшим проводником номадизма, космоса кочевничества в современную действительность.
Его стремительные работы подобны мчащимся коням, даже если они сюжетно спокойны и статичны. Чаще всего художник в своих работах, и правда, изображает лошадей, либо свободно скачущих по просторам долин и степей, либо мирно пасущихся, либо во взаимодействии со своим хозяином во всех коллизиях и перипетиях кочевой жизни. Кажется, когда смотришь на его картины, внутри зарождается чувство удивительного очищения, настолько они прозрачны и красивы.
Поневоле приходишь к мысли, что Диас Устемиров действительно поэт мифа кочевой цивилизации, последний номад. Но в то же время он и современный человек города. Это редкое нынче сочетание и придает его работам особую достоверность. В них нет примитивного самолюбования архаикой, как нет и циничной спекуляции на экзотике. Это “хрупкие” работы, полагают искусствоведы, потому что автор отдает себе отчет, в каком мире мы живем. Но это и радостные картины, потому что дух сохраняет и охраняет все. Сам художник говорит, что вернисаж не его, а посвящен его первой и последней любви - лошади. Ведь казах или киргиз без лошади - это все равно, что птица без крыльев.
“Я пытался показать через отношение человека и лошади внутренний мир кочевников. Для меня самое волнующее - это то, что свои картины я показываю казахам, для нас это очень близко, другое дело, когда я показывал эти картины в Дрездене или Токио, это своего рода этнографический документ, и там это совсем по-другому”, - делится Диас Устемиров. По его глубокому убеждению, мы здесь все в генах кочевники, и на 99 процентов сотканы из того, что он пытается нам показать, потому что “это в нашем подсознании, и отношение к лошади не меняется независимо от времени, так как оно в крови”.
Хозяйка галереи “Шежире” Роза Жусупова отмечает, что в картинах Диаса Устемирова есть и воздух, и простор былого прекрасного мира, гармоничного в своей соразмерности пребывания в мире природы и традиций одновременно. “Мы в своем кругу называем этого художника последним номадом, потому что он очень предан теме кочевничества. И я считаю, что мы должны воспевать ее, как гимн нашей души. Мы все номады, мы все кочевники, мы всегда в пути, но сегодня темпы жизни, информации и развития поглощают исконно родные архетипы нашего сознания, считает Роза Жусупова. “Мы с художником дружим давно - более 10 лет, и его творчество хорошо знакомо ценителям искусства. Все его работы, а сегодня их 45, лирично проникнуты любовью к нашим древним и забытым истокам. Каждая работа на вернисаже по своему исполнению, по своей значимости тянет на музейный уровень”, - подчеркивает она.
А главные герои полотен - кони, кони и еще раз кони. Они на каждом холсте в разных ситуациях: на вольном выпасе в картине “Табун”, в спортивных состязаниях - в “Кокпаре”, “Козлодрании” и “Аламане”, во время кочевья, в хлеву. А два полотна и вовсе запоминаются особой экспрессией - на них изображено укрощение необъезженного коня, его яростное сопротивление людям, сражение за свободу.
Грация, неистовость, сила и красота скакуна, его характер и ум, неистребимая преданность хозяину - все это передает Диас Устемиров в своих картинах. Одна из них изображает тюркского воина, судя по вооружению - весьма знатного. Оказывается, рассказывает художник, в древности погибших батыров хоронили пышно, и обязательно - с аргамаком, которого погребали вместе с хозяином. В этом был свой сакральный смысл: чтобы в иных мирах батыр и его верный друг были неразлучны, чтобы не ревновал покойный воин к новому владельцу своего коня, а конь, чтобы не ломал себя, привыкая к чужому человеку, которому он все равно не будет так же предан, как прежнему хозяину.
Интересно Диас Устемиров изображает еще верблюдов и охотничьих собак, беркутов и коров, охоту на волка, но все это скорее антураж, просто красоты природы, и даже символ Киргизии - озеро Иссык-Куль - в полотнах отступает на второй план, только человек на его картинах выглядит равным коню. Более того, художник буквально очеловечивает лошадей, в картинах “Белая мечта” или “Поступи королей”.
Кстати, в мировой литературе множество произведений о лошадях, но правильнее других, кажется, сказал Василий Шукшин: “Когда умрет последний конь - мир рухнет, потому что самые лучшие люди - это кони”. Трудно с этим поспорить - так думает и Диас Устемиров. По его твердому убеждению, нашу цивилизацию сделали две сущности - человек и лошадь, а значит, люди должны отдать дань верным скакунам.
Астана
Справка “НП”
Диас Устемиров родился в 1957 году в селе Дон Арык Чуйского района Кыргызстана. С 1972 по 1976 год учился во Фрунзенском художественном училище, по окончании которого поступил в МГХИ имени Сурикова на факультет станковой живописи. В 1996 году принял участие в международной художественной выставке “Тyркдунуе” в Казани, где был удостоен Гран-при за картину “Анракайская битва”. Позже, в 1999 и 2005 годах, Устемиров представлял свои картины на выставках в Токио, Анкаре, Астане и Стамбуле. В мае 1999 года состоялась персональная выставка художника в Алматы, в ГМИ имени Кастеева. В настоящее время мастер продолжает активную творческую деятельность, успешно работая в жанре батальной живописи. Картины художника находятся в фондах Государственного музея изобразительного искусства имени Г.Айтиева, частных коллекциях ценителей искусства из многих стран мира. |