ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Последний номад Культура

Ольга Шишанова
В столичной галерее “Шежире” проходит персональная выставка талантливого художника из Киргизии Диаса Устемирова с очень говорящим названием “Душа и крылья кочевника”

Художник сотрудничает с галерей “Шежире” уже более десяти лет, и его творчество хорошо знают в Казахстане. Особенно, как считают поклонники его картин, их привлекают живописные картины мастера, тонко и точно передающие праническую атмосферу, в которой гармонично сосуществуют человек и природа.
А вот искусствоведы считают, что киргизский художник и поэт Диас Устемиров на сегодняшний день является едва ли не единственным и ярчайшим проводником номадизма, космоса кочевничества в современную действительность.
alt
Его стремительные работы подобны мчащимся коням, даже если они сюжетно спокойны и статичны. Чаще всего художник в своих работах, и правда, изображает лошадей, либо свободно скачущих по просторам долин и степей, либо мирно пасущихся, либо во взаимодействии со своим хозяином во всех коллизиях и перипетиях кочевой жизни. Кажется, когда смотришь на его картины, внутри зарождается чувство удивительного очищения, настолько они прозрачны и красивы.
Поневоле приходишь к мысли, что Диас Устемиров действительно поэт мифа кочевой цивилизации, последний номад. Но в то же время он и современный человек города. Это редкое нынче сочетание и придает его работам особую достоверность. В них нет примитивного самолюбования архаикой, как нет и циничной спекуляции на экзотике. Это “хрупкие” работы, полагают искусствоведы, потому что автор отдает себе отчет, в каком мире мы живем. Но это и радостные картины, потому что дух сохраняет и охраняет все. Сам художник говорит, что вернисаж не его, а посвящен его первой и последней любви - лошади. Ведь казах или киргиз без лошади - это все равно, что птица без крыльев.
“Я пытался показать через отношение человека и лошади внутренний мир кочевников. Для меня самое волнующее - это то, что свои картины я показываю казахам, для нас это очень близко, другое дело, когда я показывал эти картины в Дрездене или Токио, это своего рода этнографический документ, и там это совсем по-другому”, - делится Диас Устемиров. По его глубокому убеждению, мы здесь все в генах кочевники, и на 99 процентов сотканы из того, что он пытается нам показать, потому что “это в нашем подсознании, и отношение к лошади не меняется независимо от времени, так как оно в крови”.
alt
Хозяйка галереи “Шежире” Роза Жусупова отмечает, что в картинах Диаса Устемирова есть и воздух, и простор былого прекрасного мира, гармоничного в своей соразмерности пребывания в мире природы и традиций одновременно. “Мы в своем кругу называем этого художника последним номадом, потому что он очень предан теме кочевничества. И я считаю, что мы должны воспевать ее, как гимн нашей души. Мы все номады, мы все кочевники, мы всегда в пути, но сегодня темпы жизни, информации и развития поглощают исконно родные архетипы нашего сознания, считает Роза Жусупова. “Мы с художником дружим давно - более 10 лет, и его творчество хорошо знакомо ценителям искусства. Все его работы, а сегодня их 45, лирично проникнуты любовью к нашим древним и забытым истокам. Каждая работа на вернисаже по своему исполнению, по своей значимости тянет на музейный уровень”, - подчеркивает она.
А главные герои полотен - кони, кони и еще раз кони. Они на каждом холсте в разных ситуациях: на вольном выпасе в картине “Табун”, в спортивных состязаниях - в “Кокпаре”, “Козлодрании” и “Аламане”, во время кочевья, в хлеву. А два полотна и вовсе запоминаются особой экспрессией - на них изображено укрощение необъезженного коня, его яростное сопротивление людям, сражение за свободу.
Грация, неистовость, сила и красота скакуна, его характер и ум, неистребимая преданность хозяину - все это передает Диас Устемиров в своих картинах. Одна из них изображает тюркского воина, судя по вооружению - весьма знатного. Оказывается, рассказывает художник, в древности погибших батыров хоронили пышно, и обязательно - с аргамаком, которого погребали вместе с хозяином. В этом был свой сакральный смысл: чтобы в иных мирах батыр и его верный друг были неразлучны, чтобы не ревновал покойный воин к новому владельцу своего коня, а конь, чтобы не ломал себя, привыкая к чужому человеку, которому он все равно не будет так же предан, как прежнему хозяину.
alt
Интересно Диас Устемиров изображает еще верблюдов и охотничьих собак, беркутов и коров, охоту на волка, но все это скорее антураж, просто красоты природы, и даже символ Киргизии - озеро Иссык-Куль - в полотнах отступает на второй план, только человек на его картинах выглядит равным коню. Более того, художник буквально очеловечивает лошадей, в картинах “Белая мечта” или “Поступи королей”.
Кстати, в мировой литературе множество произведений о лошадях, но правильнее других, кажется, сказал Василий Шукшин: “Когда умрет последний конь - мир рухнет, потому что самые лучшие люди - это кони”. Трудно с этим поспорить - так думает и Диас Устемиров. По его твердому убеждению, нашу цивилизацию сделали две сущности - человек и лошадь, а значит, люди должны отдать дань верным скакунам.

Астана

Справка “НП”
Диас Устемиров родился в 1957 году в селе Дон Арык Чуйского района Кыргызстана. С 1972 по 1976 год учился во Фрунзенском художественном училище, по окончании которого поступил в МГХИ имени Сурикова на факультет станковой живописи. В 1996 году принял участие в международной художественной выставке “Тyркдунуе” в Казани, где был удостоен Гран-при за картину “Анракайская битва”. Позже, в 1999 и 2005 годах, Устемиров представлял свои картины на выставках в Токио, Анкаре, Астане и Стамбуле. В мае 1999 года состоялась персональная выставка художника в Алматы, в ГМИ имени Кастеева. В настоящее время мастер продолжает активную творческую деятельность, успешно работая в жанре батальной живописи. Картины художника находятся в фондах Государственного музея изобразительного искусства имени Г.Айтиева, частных коллекциях ценителей искусства из многих стран мира.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение