|
Горы, на которых не бывал
В Государственном музее имени Абылхана Кастеева продолжается выставка фотографа-художника Андрея Старкова, посвященная знаменитым альпинистам Анатолию Букрееву и Дмитрию Соболеву.
Выставка под названием “Тянь-Шань - Гималаи” объединила авторские произведения, где были использованы холст, масла, а также удивительные по красоте фотографии, описывающие пейзажи покоренных горных вершин.
Художник Андрей Старков стал одним из последних, кто видел живыми альпинистов Анатолия Букреева и Дмитрия Соболева.
Образ знаменитого альпиниста Анатолия Букреева, погибшего в 1997 году при восхождении на Аннапурну, до сих пор живет в сердце фотографа-художника. С Букреевым, на счету которого было 11 покоренных восьмитысячников, Старков познакомился благодаря оператору Дмитрию Соболеву. Через некоторое время Андрей Старков получил приглашение принять участие в экспедиции на Аннапурну в качестве фотографа-художника. При восхождении на Аннапурну Анатолий Букреев и Дмитрий Соболев попали под снежный обвал... И не вернулись... Спасательная операция не увенчалась успехом, тела погибших не нашли.
На выставке представлено более 70 фотографий, отражающих будни той роковой экспедиции. Помимо снимков посетители экспозиции могут увидеть и личные вещи Анатолия Букреева: альпинистская атрибутика, гитара - инструмент, согревавший в непогоду.
Также в экспозиции картины, сделанные во время других экспедиций Андрея Старкова: величественный Эверест, пик Хан-Тенгри, ледник Богдановича. Особняком стоит картина 1998 года, сделанная после гибели альпинистов: Анатолий Букреев на фоне горного пика смотрит вдаль. Он словно символизирует образ всех альпинистов, кто навсегда остался в любимых горах.
Мнение эксперта Екатерины Резниковой, куратора выставки “Тянь-Шань - Гималаи”:
- Андрей Старков - художник, фотограф, архитектор и преданный поклонник гор. Он один из немногих казахстанских авторов, кто так любит, знает и понимает горы, и кто посвятил им столько времени и творческой энергии.
Его горы возникают в художественных произведениях в разной степени конкретности и различном состоянии, которые они обретают в зависимости от освещения или времени года, а также от выбора Старковым изобразительного языка. Живописные панорамы горных вершин разнообразны - от реалистических, почти фотографического отображения многократно виденных и прочувствованных художником пейзажей, до мистических, почти метафизических состояний природы, переданных через гипертрофированный цвет или видоизмененный ландшафт. Вне зависимости от выбора художником живописной системы, горы предстают в своей молчаливой монументальности и завораживающей красоте.
Безусловно, горы и вся та опасность, счастье и гармония, что находишь в горной стихии, являются увлечением всей жизни алматинского художника Андрея Старкова. Его полотна с изображением гор - это портреты белоснежных высот, осколков и величественные натюрморты покоренных вершин.
Фарфор на прощание
В Музее современного искусства Астаны открылся вернисаж “Фарфор и другие предметы художественных промыслов Китая”, которым музей завершает свой выставочный сезон. Следующая выставка столичного храма искусств состоится уже в стенах нового здания, расположенного на Левобережье столицы.
На нынешнем вернисаже представлено свыше 200 экспонатов. Это 50 фарфоровых изделий так называемой крестьянской живописи китайского уезда Ху, подвесные брелоки “пэй-чуй”, которые еще называют нэцке, более 30 изящных вещиц с перегородчатой эмалью и резные изделия из дерева.
Среди всего упомянутого разнообразия особого внимания, пожалуй, заслуживает искусство декорирования китайского фарфора, который всегда ценился на мировом рынке. При этом в нем всегда существовало одно отличие - для внутреннего потребления изделия из тончайшего фарфора расписывали согласно академическим и суровым стандартам, фарфор, предназначенный на экспорт, всегда декорировался более ярко. Например, изделия XIX и XX веков, которые и представлены на выставке, позолочены и расписаны элегантными сценами уток-мандаринок, пейзажами, цветами и птицами. Все эти правила относятся и к росписи современного китайского фарфора, поскольку китайские мастера до сих пор соблюдают непреходящие традиции своего искусства.
Малика Дауылбай, Ольга Шишанова, Астана |