|
Ольга Шишанова
Выставочная площадка столичного Дворца Независимости приглашает любителей прекрасного оценить новую экспозицию, в которой сразу четыре казахстанских ювелира демонстрируют свое мастерство, обращаясь к истокам и мастерству древних зергеров
На вернисаже уютно разместились экспонаты, созданные волшебными руками Сержана Баширова, Ильи Казакова, Берика Алибая и Асылмардана Кадырбаева.
Здесь более 800 изделий, блистающих благородным сиянием серебра, блеском и глубиной драгоценных камней, тонкой зернью и гравировкой, которые украшают тумары-обереги, тяжелые ожерелья, разнообразные кольца и пояса - обязательную гордость джигита. А еще силу джигита составляли несколько видов оружия, к которому мастера-зергеры во все времена имели непосредственное отношение при создании вместе с мастерами дел оружейных. Считалось, что у бесстрашного воина должно быть с собой не менее пяти различных видов вооружения. А уж как их украсить, какие обереги нанести для того, чтобы оно разило без промаха и служило своему хозяину верой и правдой, знали только мастера-зергеры, которые свои секреты передавали любимым и самым умелым ученикам из поколения в поколение.
Вот и на выставке виртуозная техника и безукоризненный вкус ювелиров приоткрывают зрителю истинную красоту ювелирного искусства и глубину традиции народных ремесел казахов. Кроме предметов оружейного искусства и конского снаряжения в экспозиции широко представлены ювелирные украшения, посуда, кухонные сосуды, различная утварь. Их прекрасно дополняют залы с предметами внутреннего убранства казахской юрты, мебель, изделия художественного ткачества, казахская национальная одежда, среди которых сияет красотой свадебный головной убор невесты - саукеле. Кстати, современные мастера-ювелиры говорят, что сегодня “интерес к изделиям в национальном стиле растет постоянно”. Как и в прежние века, популярны бирюза и сердолик - самые, пожалуй, “казахские” камни-обереги. При этом излюбленным материалом казахских ювелирных мастеров всегда было и остается серебро. Этот металл наделяли магическими свойствами и рассматривали как частицу ночного светила.
Вместе с тем казахское национальное ювелирное искусство - один из главных факторов самобытности казахского народа. Его истоки уходят в глубь тысячелетий. Ведь с древнейших времен на территории Казахстана разрабатывались богатые месторождения меди, золота, серебра и других драгоценных и цветных металлов. Ну, а если обратиться к данным археологии, то можно вспомнить выполненные в скифском зверином стиле и золотые изделия из Иссыкского могильника, Бесшатырских курганов, золотые изделия периода гуннов, из могильников близ озера Боровое. Нельзя забывать и о раскопках Аркаима, представивших миру цивилизацию пятитысячелетней давности, имевшую развитую металлургию, градостроительство, основанное на знаниях космогонии, астрономическую обсерваторию, то есть высокую культуру, давшую толчок развитию и процветанию культуры общечеловеческой.
Сегодня нам мало известно о жизни и культуре древних саков, но стоит посмотреть на высокий головной убор Золотого человека со сложным набором символов, фигурками животных, чтобы понять его обрядовое значение. Такие высокие головные уборы носили жрецы, в них погребали царей. Но чтобы это все выполнить, требовалась развитая ювелирная пластика, а она была на высочайшем уровне. Недаром искусство номадов с его звериным стилем оказало влияние не только на искусство Греции и римских провинций, но и на китайское, и на южнорусское искусство.
Как оказалось, высокие традиции ювелирного ремесла, сложившиеся еще в сакскую эпоху, не погибли в последующие времена. Сравнивая произведения сакских и сарматских торевтов и ювелиров с украшениями казахских зергеров, можно обнаружить поразительную живучесть древних традиций, которая проявляется в сходстве композиционного строя многих изделий и орнаментальных мотивов, в сохранении древних технологических приемов изготовления ювелирных украшений. Тип парадного головного убора сакского жреца в главных своих чертах дожил до наших дней в виде казахского саукеле - свадебного головного убора невесты, а композиция его украшений тесно связана с пространственно-временными представлениями номадов. Например, на верхней части этого изысканного головного убора расположены солярные знаки, в середине - зооморфная или крайне стилизованная антропоморфная форма, нижняя часть головного убора завершается каплевидными подвесками. Именно в таком виде и стиле выполнено саукеле, которое представил на суд зрителей Берик Алимбай.
Все это соответствует давним представлениям номадов о космогоническом порядке мироздания: небо, земля, вода - верхний мир, жизнь - на плоскости земли, нижний мир - земля и вода. Та же система представлений присутствует и в традиционном украшении женщины - браслете, состоящем из пяти элементов, с тремя или двумя кольцами, связанными между собой цепочками. Это украшение по сию пору считается настоящим шедевром этнодизайна, не нашедшего себе равных ни по долговечности, ни по качеству, как оберега, хотя серебряное великолепие распространялось на многие предметы быта, оружие, конскую сбрую, музыкальные инструменты, мебель, женские и мужские ремни.
А так практически все украшения изготавливались из серебра, неся в себе большую смысловую и магическую информацию. Хотя, по словам ювелиров, золото и серебро в разные времена также имели разную ценность. “Есть традиционные вещи, но хочется их немного по-своему увидеть. А чтобы их увидеть, надо сделать. И мне не приходится, а я хочу их менять, потому что я художник”, - отвечает на это казахстанский ювелир Илья Казаков.
Астана |