ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золотые струны столетий Культура

Ольга Шишанова
В столичной галерее современного искусства “Шежiре” открылась персональная выставка “Золотые струны столетий” талантливого художника из Темиртау Куата Аскарова. На вернисаже оказалось представлено 60 работ живописца, объединенных в четыре серии: “Золотые струны столетий”, “Сердце кочевника”, “Цвета жизни” и “Аул”

Нужно сказать, что обращение к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу становится сегодня одной из самых характерных особенностей современной живописи Казахстана.
Память национальной истории, цепь славных побед и событий, легенды о величии героев и воспоминания о мирной жизни поколений предков на просторах казахской степи неодолимо манят художников, словно заключая в себе разгадку чего-то сугубо личного, сокровенного. Они опираются на стилистику народного орнамента, синтез изобразительности и декоративности, присущие древнему и средневековому искусству Казахстана. В художественных средствах выражения - композиции, цвете, фактуре - они ищут адекватность смысловым приоритетам традиционной жизни казахов. В итоге мастера создают новый изобразительный язык казахского искусства XXI века, дополняющий друг друга в разных индивидуальных вариациях.
Фото из архива галереи
Одним из создателей такой вот своей собственной эпопеи, своеобразной степной саги стал художник из Темиртау Куат Аскаров. По словам директора галереи Розы Жусуповой, его искусство необычно, одновременно эмоционально и интеллектуально, взволнованно проникновенно и строго продуманно. Парадоксально сочетаются в нем лаконизм обобщения формы с идеей многоплановой трактовки мира, бытописательской традицией. Ощутимое пристрастие к степной колористической традиции с преобладанием теплых тонов дает итоговую картину проявления национального художественного мировидения в живописи. Но главная особенность и ценность полотен Куата Аскарова заключается все же не в художественных изысках или формальных обобщениях, не в формальных интерпретациях национальной традиции или в трансформациях европейских новаций XX века, а в его глубинной причастности имманентным духовным идеям Великой казахской степи. Возможно, поэтому его творческие действия по своей задаче сродни некой миссии, где возвышенный пафос подачи органично передает весь накал патриотических чувств художника. Искусствоведы считают, что таким образом художник знакомит своего зрителя с вековой историей, богатой культурой и бытом казахского народа. Мир кочевников он рассматривает через призму предметов, животных, которые всегда окружали казахов, и которые иногда на его картинах становятся гигантскими. Но это лишь своеобразный прием разномасштабности. Тем самым живописец программирует процесс просмотра и восприятия картины. Он ведет взгляд за своей кистью по полотну холста, заставляя уловить сокровенную ниточку главной идеи картины. В этом еще, наверное, заложен и особый философский смысл, ведь зачастую мало кто задумывается о вещах, которые его окружают. Впрочем, каждая из картин, представленных на выставке, - это целый пласт истории. Так бывает, когда все силы своего ума применяют к осмыслению чего-то самого важного в жизни. Потому-то главная тема и любимые мотивы полотен Куата Аскарова - Казахстан, его земля, люди, традиции. О направленности его творчества сами за себя говорят названия работ - “Сердце кочевника”, “Древо желаний”, “Золотые струны столетий”, “Притяжение земли”, “Степная мадонна”, “Золотая колыбель”, “Город мастеров”, “Бесбармак”.
Но при внутреннем единстве темы формальные поиски художника представлены двумя отчетливо читаемыми направлениями. Одно из них можно обозначить как знаковое, символико-метафорическое с преобладанием условно-декоративного начала и соответствующими признаками художественного строя. В этих картинах присутствуют тяга к обобщению формы и цвета, композиционный структурализм, многозначная символика прочтения визуального материала, локальность цветовых пятен, условность фигуративных и колористических решений. Восходящие к системе идей казахского орнамента и постмодернистским открытиям в области афроазиатского искусства, эти работы Куата Аскарова отличаются узнаваемым своеобразием авторской интерпретации. Парадоксально сочетаются в них лаконизм обобщения формы с идеей многоплановой трактовки мира, бытописательской традицией. В условном образе - знаке - Аскаров умудряется проговаривать максимум имеющейся в его сознании информации о сюжете, отчетливо уравновешивая при этом все возможные сферы бытия.
alt
Масштабно, на уровне родового универсума казахской культуры, трактуется Куатом Аскаровым тема любви и счастья. Она настойчиво обыгрывается им в контексте идеи продолжения человеческого рода, преемственности поколений. Союз двоих в его понимании абсолютно традиционен и необходим мирозданию, так как чреват появлением третьего. Человеческая пара - мужчина и женщина - в его полотнах всегда находятся в идеальной гармонии с природным миром, представленным разного рода обрамлениями из пар домашних животных. Это метафорический, знаковый, но все же идиллический мир, где главенствуют идеи мира, цельности души, порядка и иерархии нравственных ценностей. Представление о домашнем очаге также трактуется художником с точки зрения единства поколений, где в каждом персонаже и действии закодировано пожелание благоденствия, плодородия и излюбленной художником плодовитости рода.
Второе русло творчества Куата Аскарова лежит уже в плоскости метафорического фольклорного реализма. Гиперболизм поисков художника в этом направлении подчеркнут размерами его полотен, доходящими до полутора метров по вертикали и двух метров по горизонтали. Практически это - панорамные живописные панно, заполненные эффектно сочетающимися разномасштабными и разновременными сценами из степной жизни казахов.
Внутреннюю статичную экспрессию картин первого цикла здесь художник полновесно дополняет броской динамичной экспрессией видимых форм. Гиперреализм трактовки событий, происходящих на уровне неба и земли, словно приравнивает течение человеческой жизни к космической планке бытия. Феномен индивидуального видения мощного масштаба степной жизни доводится Аскаровым до почти планетарного. Скачут в голубом священном степном небе белые исполинские кони, бьются в судьбоносном поединке всадники добра и зла, чьи фигуры чуть только не застят само солнце в небе. Кудряво ветвится на высоте небес священное дерево с разноцветными ленточками - знаками множества людских желаний, гипертрофированных размеров дастарханы и колодцы, кони и асыки, седла и верблюды в сочетании с многочисленными группами людей, увиденных с высоты птичьего полета, персонифицируют волнующую автора идею изобилия.
Вереницы впечатлений воплощены в этих полотнах в подчеркнутом контрасте масштаба - огромные единичные фигуры и предметы сопрягаются с мелкими, многочисленными. Их сочетаемость в каждом конкретном полотне завязывается в разные композиционные узлы, решаясь чаще классическим центрирующим треугольником на фоне широких горизонталей общих планов. Таким образом, художник добивается схожести своих картин с воспоминаниями, пробуждая или активизируя в зрителе культурную память поколений. Силой своего воображения он творит из обрывков собственной генетической памяти единую картину степной жизни, переполненную вековой чередой завоеваний и мирных дел, верований и ритуалов, достижений материальной и духовной культуры казахов.
И при всей итоговой позитивности, жизнеутверждающем пафосе второго цикла картин Куата Аскарова противовес добра и зла, их вечная борьба выражены в них с большой остротой, зрелищной напряженностью. При этом возникает ощущение слушания саги или эпоса, бесконечного сказания о героизме, величии и мудрости предков.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение