|
Ольга Шишанова
В музее современного искусства столицы накануне Дня великой Победы открылась тематическая выставка “Они сражались за Родину” из коллекции музея, посвященная 69-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Вернисаж, особенно актуальный на фоне происходящих сегодня событий в мире, предлагает вниманию посетителей представленные в широчайшем диапазоне 59 произведений батального и жанрового искусства, созданные с 1943 по 2010 год, представляющие большую художественную и историческую ценность. Это 27 живописных полотен, 23 графических листа, пять скульптур и репродукций плакатов военных лет во всем многообразии тенденций искусства тех лет. Уникальная выставка демонстрирует произведения художников разных поколений, вошедших в золотую сокровищницу нашей страны.
Прошло 69 лет со дня окончания войны, когда советский народ одержал Великую победу над фашизмом. От истории не уйдешь, и потому изо дня в день, из года в год память возвращает нас к страшным событиям в Второй мировой войны. По своим масштабам и ожесточенности, людским потерям и материальным издержкам эта война не имеет аналогов. Военные действия в то время велись на территории 40 стран Европы, Азии и Африки. В той страшной войне, которая длилась четыре года, или 1418 дней и ночей, больше всего пострадал Советский Союз, куда входило 15 союзных республик, в том числе и Казахстан. Экспонаты выставки поэтапно отображают все эти события. О них рассказывают произведения народного художника КазССР фронтовика Николая Гаева в его триптихе “Баллада о панфиловцах”, когда в битве за Москву осенью и зимой 1941 года был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. Внес в оборону Москвы существенный вклад и Казахстан, откуда в действующую армию были призваны 1,336 миллиона человек. Одна только Акмолинская область послала на фронт 83 141 бойца. Неувядаемой славой покрыли себя воины сформированной в Алма-Ате 316 стрелковой дивизии генерала Панфилова, когда 16 ноября у разъезда Дубосеково 28 воинов 1073-го полка во главе с политруком Василием Клочковым совершили свой бессмертный подвиг, остановив врага. В своих офортах “За нами Москва”, “Слава павшим героям” и “Во имя жизни” Николай Гаев показал бессмертный подвиг казахстанских воинов.
На всех фронтах войны от Баренцева до Черного моря в партизанских соединениях и отрядах отстаивали свободу и независимость Отечества около двух миллионов казахстанцев наравне с другими братскими народами. На полях сражений остался навечно каждый второй солдат из Казахстана, а героями Советского Союза стали 500 бойцов.
На выставке представлены их портреты. Это “Партизан” (“Касым”) кисти члена Союза художников России Аманжола Мусалимова и “Партизан-сибиряк” заслуженного художника РСФСР Юрия Нероды. Это и наш земляк-разведчик Халыћ Ћаhарманы Рахимжан Кошкарбаев, который вместе с русским солдатом Григорием Булатовым первым водрузил знамя Победы над рейхстагом. На выставке представлен его живописный портрет, который так и называется “Герой штурма рейхстага Рахимжан Кошкарбаев” кисти Василия Тимофеева. Кроме рядового состава на вернисаже можно увидеть “Портрет маршала Конева” и “Портрет Героя Советского Союза генерал-полковника Родимцева”, созданные заслуженным деятелем искусств РСФСР Иваном Пензовым. Скульптурные портреты “Героя Советского Союза летчика Бокия” от народного художника СССР Льва Кербеля, “Маршала Конева” от заслуженных художников РСФСР Ивана Першудчева и Юрия Нероды, легендарных девушек-казашек - героев Советского Союза “Алии” и “Маншук” от заслуженного деятеля РК Бахытжана Абишева.
Кроме того, на выставке графическими листами “После бомбежки”, “Артподготовка”, “По фронтовым дорогам” из серии “Воспоминания о войне”, “Землянка наша в три наката” и “Пусть солдаты немного поспят” представлено творчество майора, командира батареи, одного из лучших графиков Казахстана, заслуженного деятеля искусств КазССР Александра Дроздова.
Кстати, Казахстан стал одним из главных регионов, где было размещено около двухсот эвакуационных предприятий из Украины, Московской, Ленинградской и других областей России. Непрерывным потоком на фронт из Казахстана шли боевая техника, боеприпасы, обмундирование и продукты питания. Тяготы военных лет легли на плечи женщин, стариков и детей - всех тех, кто в силу военного времени оказался в тылу. То время нашло отражение в картинах “Эвакуация. 1941 год” (“Июнь 1941-го”) Виктора Саенко, в литографиях Кадырбека Каметова “Все для фронта”, “Проводы” и “Письмо с фронта” из серии “Женщины Казахстана в тылу”, созданных в 1984 году. В этих эпико-героических листах основной стала мысль о мужественной стойкости советских людей, принявших на свои плечи груз бедствий и переживаний войны и не утративших человеческой доброты и красоты. Это оратория со сложной полифонией тем, воссоздающая не частный эпизод, а целый дух героической эпохи Великой Отечественной войны, потребовавшей от народа всех его человеческих и гражданских сил.
Если действительно говорить высокопарным языком, то тематический диапазон художественной летописи военного лихолетья и правда очень разнообразен и глубоко патриотичен, поскольку с первых дней войны искусство вышло на линию огня. А единство фронта и тыла было лейтмотивом творчества поэтов, композиторов, художников того времени. Но самым мобильным, оперативным видом искусства в то время была графика. Именно это искусство мгновенно откликалось на все важнейшие события войны, “шагало” бок о бок с воинами-фронтовиками, проникало в самые отдаленные партизанские отряды, поддерживало боевой дух тружеников тыла.
И сегодня остается только с глубоким волнением воспринимать плакаты Ираклия Тоидзе “Родина-мать зовет!”, Василия Серова “Наше дело правое - победа будет за нами”, Кукрыниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”. Кстати, Кукрыниксы - это псевдоним трех выдающихся мастеров советского искусства, художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. В годы войны они наравне со всеми людьми искусства несли беспримерную художественную боевую вахту. Разящее оружие сатиры Кукрыниксов неотразимо било врага, вселяя в сердца бойцов и офицеров советской армии, всех советских людей чувство ненависти к гитлеровскому фашизму, веру в торжество правого дела, в грядущую победу над врагом. Спустя годы работы Кукрыниксов военных лет были и остаются в арсенале современного искусства, способствуя делу военно-патриотического воспитания.
Кроме картин, графических листов и плакатов мощным призывом всем жителям огромной Страны Советов к защите Отечества служили и песня-призыв Исаковского и Александрова “Вставай, страна огромная!”, стихи народного акына Казахстана Жамбула Жабаева “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы - гордость моя...”.
Да и вообще, пожалуй, практически все произведения искусства тех лет являются историческими документами, подлинными свидетельствами очевидцев. Они выстраданы сердцем, созданы во время затишья между боями и по памяти, на основе сохранившихся рисунков, набросков и дневников, сюжеты их часто автобиографичны. И сегодня Великая Отечественная война - не прошлое, она живет в каждом из нас, в каждой семье, из которой проводили на фронт родных и близких. Память о войне помогает понимать настоящее, предостерегает человечество от ошибок. Наша сегодняшняя мирная жизнь, право жить и растить детей, быть счастливыми оплачены слишком дорогой ценой, о которой надо помнить всегда. Потому-то никто не забыт и ничто не забыто.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |