Астана действительно развивается семимильными шагами, и явно существовавшая диспропорция в сфере культуры с Алматы постепенно сглаживается. И в этом смысле одним из притягательных центров современного изобразительного искусства стала новая галерея “Куланши”
Галерея, созданная с большой любовью, помноженной на энтузиазм двух сестер - Светланы и Лейлы Махат, изначально имеет свою четко выстроенную концепцию, максимально совпадающую с происходящими изменениями в казахстанском искусстве. Ведь художники всегда особенно обостренно реагируют на глобальные процессы во всех сферах современного общества.
В силу особенностей профессионального восприятия окружающего мира они порой способны предвидеть назревающие перемены и трансформировать их в своем творчестве.
Лейла Махат, будучи художником, тонко осознает эти наметившиеся новые тенденции в отечественном искусстве и обладает способностью вовремя на них реагировать. Это проявляется как в собственно ее творчестве, так и в направлении деятельности галереи. Лейла нашла в своей сестре Светлане прекрасную союзницу и единомышленницу. Ведь Светлана вот уже в течение ряда лет довольно успешно возглавляет благотворительный фонд поддержки творческих начинаний и культурного наследия Казахстана. Трудно перечислить все проекты и акции, которые она либо инициировала, либо оказывала ощутимую спонсорскую поддержку. Она с одинаковым пристрастием пестует как детские ростки талантов, так и корифеев изобразительного искусства. Этими усилиями постепенно и исподволь формируется здоровая преемственность поколений, замечательная традиция советского времени, едва не утраченная нами в первые трудные годы перестройки.
Лейла же имеет уже огромный опыт выставочной деятельности: в течение десяти лет она пребывает в беспрерывном художественном процессе, без преувеличения, международного масштаба. За это время она практически не пропустила ни одного более-менее заметного события галерейной жизни Европы.
Ее работы были широко представлены на всевозможных выставках, арт-форумах, биеннале, фестивалях в Германии, Венгрии, Турции, Бельгии. В свою очередь, она со Светланой осуществляла миссию обратной связи, знакомя казахстанцев с шедеврами художников мирового уровня - Сальвадора Дали, Марка Шагала, Пабло Пикассо и др.
Поражает удивительная мобильность сестер Махат, которые сумели сделать то, что не удавалось до сих пор государственным музеям, располагающим всеми для этого необходимыми ресурсами. Лейла прекрасно владеет ситуацией на мировом художественном рынке и имеет возможность сопоставлять ее с процессами в Казахстане и творческими поисками мастеров отечественного искусства. Все это открывает ей великолепные перспективы для профессионального роста в двух ипостасях - как художника, так и галериста.
Что касается собственно творчества Лейлы, то создалась несколько парадоксальная ситуация: в Европе сумели оценить ее самобытность как художника с явно выраженными восточными корнями. Их “цепляет” не навязываемая, а скрытая энергетика, этакий сгусток языческой страсти с утонченными ретроспективными мотивами в ее обычной живописной манере. Здесь в равной мере проявляются сила и одновременно хрупкая нежность женской натуры. На родине же произведения Лейлы воспринимают больше как новаторские изыскания, взращенные на европейской почве. Думается, что истина где-то посередине. Здесь не надуманно, а абсолютно органично уживаются оба начала в соответствии с реалиями сегодняшнего времени. Ведь понятия перифирийности нашего бытия и сознания безвозвратно канули в прошлое. Лейле удалось вовремя вдохнуть и ощутить ветер перемен и удачно трансформировать в своем творчестве.
Как очевидная иллюстрация к идеологии галереи “Куланши” явилась выставка “Путь к себе. Новая страница”. И это не голословно. Светлана и Лейла очень избирательны в подборе имен и произведений художников в профессиональном смысле. Процесс развития искусства в Казахстане далеко неоднозначен. Наряду с сохранением традиционной школы современные художники настойчиво ищут новые формы самовыражения, придающие порой неожиданный импульс произведениям изобразительного искусства. Чтобы создать наиболее полную картину этих процессов, экспозиционеры, с одной стороны, используют в проекте комбинации разных видов искусства. Достигается пластическое разнообразие, зрелищность в разумных пределах, позволяющие сохранить специфическое направление в деятельности галереи и создать визуальное впечатление разновекторности поисков в характеристике современного искусства.
С другой стороны, это включение в экспозицию живописных и графических произведений, инсталляций и европейских авторов. Открывается возможность для сравнительного анализа разных художественных школ. Экспозиция выстроена таким образом, что она воспринимается в динамике, открывая многообразие ракурсов во времени и в пространстве. Используемое современное оформление работ, уровень технологической оснащенности, обеспечение светового и цветового решений интерьера, дизайн оборудования - все это вместе взятое работает как на позитивное восприятие зрителя, так и на уже вполне определившийся имидж галереи.
Мария Жумагулова, искусствовед |