|
Малика Дауылбай
По пути в Среднюю Азию
В Государственном музее имени Абылхана Кастеева продолжается юбилейная выставка заслуженного деятеля Казахстана Ахмета Ахата. В рамках экспозиции можно наблюдать разнообразную технику: живопись, графику, керамику, которая объединена в единую серию под названием “Города на Шелковом пути”.
Персональная выставка Ахмета Ахата воплотила настоящий караван событий по Шелковому пути: здесь в картинах с натуральными оттенками, отдаленно напоминающими раскаленную глину, присутствуют красочные изображения каравана верблюдов и яркие силуэты лихих всадников. Основным фоном для картин художника выступает жаркая пустыня, также автором искусно показан городской лейтмотив Средней Азии.
Большую часть серии работ “Города на Шелковом пути” составляют описания таких пространств, как Бухара, Туркестан, Кашгария - родина художника. Самые разнообразные оттенки коричневого, белого, бордового, а главное - насыщенной охры придают художественным работам очень натуральный вид.
Дома и поселения, изображенные в работах, напоминают рассказы из восточных сказок: где-то вдали сидит сутулится старик в национальной одежде, или внезапно видишь, как образуется знакомый силуэт юной девушки, которая играет на смычковом инструменте. В разнообразных сюжетах любимой автором Кашгарии зритель замечает заботливое отношение художника к родным краям. Дома из глины, почти вручную вылепленные их хозяевами, в дрожащем от зноя воздухе теряют четкие очертания. Их силуэты будто растворяются в воздушной среде, они становятся миражами, представшими из древности, хотя на самом деле вполне материальны и обитаемы.
Также одной из составляющих своего творчества художник Ахмет Ахат отмечает изображение религиозной символики и еще такой исторически интересный знак, как петроглиф. Автор рассказывает о том, что посвятил часть своей жизни изучению секретов, которые скрывают такие самостоятельные знаки, как иероглиф. Он разгадал некоторые тайны, а еще очень пластично, с художественной грацией изобразил знаки в авторских работах.
К каждой персональной выставке Ахмет Ахат всегда готовит что-нибудь из contemporary art. Это может быть видеопроект, фотоарт, перформанс, инсталляция. В центре его юбилейной экспозиции сегодня представлена инсталляция “Лестница, ведущая вверх...”. Это своего рода авторская реплика по поводу размышлений о миссии художника, посвятившего творчеству свою жизнь, также сообщение о том, что, несмотря на то, что некоторые города и культуры когда-то исчезли, память о них сохранилась навечно.
Наследие Махтумкули Фраги
В рамках Международной научно-практической конференции, посвященной 290-летнему юбилею великого классика туркменской поэзии и мыслителя Востока Махтумкули Фраги, в фойе состоялась выставка туркменского ковра, авторских картин и книг.
Мероприятие прошло в здании Дома ученых, где в дружелюбной обстановке вспоминали яркое творчество восточного мыслителя. Полномочный посол Туркменистана в Казахстане Магтымгулы Акмырадов говорил о дружбе туркменского и казахского народов и издании в Казахстане стихов Махтумкули в переводе известного казахстанского писателя Дуйсенбека Канатбаева. Также посол отметил, что Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2014 год объявлен годом Махтумкули.
- Махтумкули - поэт, гражданин, философ, у которого была трагичная судьба - разлука с родными, любимым человеком. Именно поэтому поэт именовал себя Фраги, что в переводе означает “разлученный”, - добавил господин посол.
В ходе конференции “Махтумкули и тюркоязычная литература” были прочитаны стихи поэта на казахском языке.
Амбициозный проект
В галереи современного искусства “Тенгри-Умай” продолжается интересная молодежная выставка карикатурных работ “Толерантность”. В программе экспозиции присутствуют работы непрофессиональных авторов в карикатурном исполнении, молодые художники из разных городов Казахстана изобразили тему терпимости - каждый на свой лад. Здесь есть картины, изображающие религиозные, общественные взгляды: удивительно, как работы похожи друг на друга, создается ощущение, будто это персональная выставка. Это потому, что юные карикатуристы работали перед сдачей экспозиции вместе, на общих мастер-классах.
Одноименный с выставкой конкурс был объявлен в конце прошлого года фондом “Сорос-Казахстан” совместно с Гете-Институтом Казахстан. Основной целью конкурса было привлечение внимания к жанру карикатуры и к важной теме. Были работы 12 молодых художников-карикатуристов - как профессионалов, так и любителей - в возрасте от 18 до 29 лет.
Искусствовед, директор галереи “Тенгри Умай” Владимир Филатов:
- Выставка молодых авторов “Толерантность” вызвала большой интерес у алматинской публики. Думаю, она понравилась простотой языка и самой темой, которая волнует очень многих - и молодежь в том числе. Представленная визуализация этой темы объединила несколько поколений, в том числе и авторов всех возрастов. Хорошо, что такая выставка нашла место в арт-пространстве, и я уверен, что она будет иметь продолжение. |