|
Ольга Шишанова
В Астане, в Российском центре науки и культуры, состоялся уникальный фотовернисаж “Алтай. Природа. Староверы”, который сопровождался выступлением хора певчих старообрядческих приходов Сибири
Говорят, что “Алтай” в переводе с тюркского - Золотые горы с возвышающейся в центре загадочной красавицей Белухой, с которой староверы, живущие в долинах Алтайского предгорья, связывают предания о Беловодье - стране вечного счастья, духовной свободы и справедливости. Но то сказания, хотя, кажется, вся жизнь этих простых и гордых людей, запечатленная на сотне фотографий, представленных на выставке, и есть та самая страна. Где с грохотом падают со склонов лавины и камнепады, утесы отражаются в зеркальных горных озерах, степь переходит в тайгу, а заросли карликовой березы, каменные осыпи и завалы скрывают тайны шаманов и старообрядцев.
Мистик и художник Николай Рерих называл Алтай местом силы, а местные шаманы уверяют, что это “пуп Земли”, энергетически связанный с космосом. Мифы говорят и о том, что именно здесь спрятана чудесная Шамбала. От воспевания Алтайского края не отстают и казахские акыны, которые в один голос сравнивают благодатный горно-таежный край с источником живой воды, исцеляющим раны, дарующим силы и молодость.
Как двести лет назад, так и сегодня в глухих уголках Алтая можно отыскать древние традиции православия, поскольку в эпохи гонений за веру, а было их в истории множество, сюда переселилось много старообрядцев. Но не нужно думать, что все они дремучие люди со своими жесткими законами. Совсем нет. Скорее, это потомки тех, кто постарался сохранить незамутненной и чистой душу природы, душу окружающего первозданного мира, слившихся в неразрывной ипостаси.
Неслучайно в особый жанр выделен на выставке не просто портрет, а потрет духовный, где главным для фотохудожника было показать, передать внутренний мир одухотворенного человека. Особенно много таких портретов юношей, которым только предстоит войти в большой мир, чтобы сохранить традиции предков, соединив их с чистотой помыслов, глубиной веры в Бога, с целомудрием.
И тут же, на фотографиях, запечатлена нелегкая жизнь простого человека - труженика, священнослужителя или юного отрока. И за суровостью, сосредоточенностью мысли очень часто (фотохудожник постарался) обнаруживается преданность вере и любви, Родине и ближнему своему.
“Всех этих людей объединяет в одно целое состояние покоя, смирения воли Божьей, которой они подчинены”, - говорит один из организаторов выставки - директор компании “Алтай-Старовер” фотохудожник Александр Холмогоров. Это поистине целый роман в фотографиях о жизни старообрядческих приходов, о церковной службе и таинствах Христовых. А обрамлением служат заросли кедровой тайги, ягодные поляны, снежные вершины гор и хрустальные озера.
Поневоле, рассматривая фотографии, будто переносишься в прошлые века, например, в XVII век - до раскольничества, случившегося в России в 1648 году.
Сами фотохудожники, чьи работы оказались представлены на вернисаже, считают, что “любой христианин обязан быть художником в том или ином смысле этого слова, и по сердечному устроению каждого посылается определенный дар или талант”.
Как рассказал Холмогоров, главным критерием отбора из множества работ для уникальнейшей выставки, которая до Астаны экспонировалась в Москве, Омске, Великом Новгороде, Новосибирске, Ярославле, Барнауле, Владивостоке, а также в Польше, стал поиск нового художественного образа. В результате, прежде, чем появилась экспозиция с немногим более чем ста фотоработами, было просмотрено более тысячи фотографий, на которых оказалась запечатлена культура древних старообрядцев, считающих одну из жемчужин земли - Алтайский край - своей родиной.
Авторы этих фоторабот, по признанию Александра Холмогорова, - это его близкие друзья и хорошие знакомые. Те, кто изображен на фото - тоже близкие или ставшие ему таковыми во время создания выставки, работы к которой отбирались в течение целого года.
Серьезный отклик, по его словам, вызывают, в буквальном смысле, произведения его коллеги Сергея Усика из серии “Русские погосты” и серии “Из жизни Агафьи Лыковой”, в которых, кажется, раскрыты не только образ жизни староверов, но и душа русского человека, живущего в таком месте, как горный Алтай.
“Фото при отборе должны были быть высокохудожественными, вызывать прекрасные и добрые чувства у людей и эмоционально приблизить к старообрядчеству людей, мало о нем знающих”, - считает Александр.
Но самым неожиданным, по его признанию, оказалось то, что ему довелось увидеть, как люди, уединившись с фотографией, плакали. Такое может случиться в кино или в театре, а вот на вернисаже - редкость. Наверняка, по его мнению, зрители видели перед собой лица духовных, благородных людей, лица, “источающие свет”, который и вызывал в душе каждого неожиданные чувства и слезы.
А алтайская природа, как всегда, гармонично присутствует рядом с выставленными фотопортретами, и так же задумчиво, не торопясь, ведет свой разговор о вечных ценностях, постигнуть которые помогают лица с фотографий.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |