|
Ольга Шишанова
В Российском центре науки и культуры состоялся вернисаж художницы из города Лисаковска Костанайской области Светланы Каратаевой. По ее собственному признанию, она - единственный мастер в Казахстане, который владеет уникальной техникой выжигания по шелку
Это уже не первая выставка Светланы в Астане и даже в Казахстане. Ее работами любовались ценители Германии, России, Нидерландов, Беларуси. По их отзывам, от всех ее произведений исходила какая-то свобода - то люди взлетали вверх на солнечных качелях, то размахивала по ветру разноцветными лопастями мельница, а сказочные персонажи беззаботно разъезжали по натюрмортам или пейзажам, от которых так и веяло необыкновенной энергетикой и жизнерадостностью.
На этот раз художница привезла в столицу работы, которые выполнены ею в самой разной технике. Это и смешанная, и традиционная масляная живопись, и роспись по шпону, обработанная бронзовым порошком. Но главное - эксклюзив, своего рода визитная карточка - картины, созданные ею с помощью не кисти и красок, а шелковых лоскутов и огня. Гладкая синтетическая или шелковая материя и выжигательный аппарат - вот все, что необходимо Светлане, чтобы, по ее словам, “нарисовать свое очередное творение”. Хотя секрет шелковой живописи не так-то прост, это признает сама художница.
- Это достаточно сложная техника. Чтобы добиться нужного цвета, приходится наносить на основу от шести до двенадцати слоев шелка. Я вообще люблю фантазировать. У меня есть работа “Рыба-философ”. Если посмотреть на нее прямо - виден профиль мужчины-мыслителя. Стоит перевернуть - перед вами рыба. Это мои шутливые метаморфозы, - поделилась мастерица.
Действительно, создание полотен методом наложения и плавления искусственных тканей - шелка, атласа, парчи, органзы - позволяет буквально “выжигать” уникальные картины, в которых из ненужных лоскутов старых платьев, кусочков платков, лент рождаются прекрасные образы. Часто это натюрморты с цветами и фруктами, пейзажи, картины-фантазии. На одну работу может уходить до полугода, однако результат уникален, так как повторить работу невозможно, ведь такую же ткань просто уже не найти. Они декоративны и легко “вживаются” в любой интерьер.
- Я живу в небольшом городе - ровеснике Трои и Аркаима, имеющем древнюю историю. И хотя родилась в Башкирии, в Уфе, но работать творчески стала в Казахстане. По профессии я искусствовед, но рисовала всегда. Главное место в моем творчестве занимает выжигание по шелку, когда живописное полотно создается при помощи кусочков шелка, припаянных друг к другу, - снова поясняет художница.
Один из старейших художников Костанайской области Георгий Соков говорит, что работы художницы оригинальны и показывают возможности автора как хорошего тонкого колориста. Более того, ее работы очень тонкие по цвету, картины богаты нюансами, но везде присутствует романтичность и чисто женское восприятие природы, которое выражается именно через цвет, и в каждой работе есть свое настроение.
А еще ее картины с использованием типографских красок и лаков, живописи огнем по шелку позволяют передавать тончайшие нюансы цвета, так же, как и росписи гуашевыми красками с бронзовым порошком, в результате чего картины напоминают древние манускрипты.
К слову сказать, необычные свойства шерсти - как материала для художественных панно и одежды - это уже новое увлечение художницы, которая создает яркие декоративные изделия, используя пластику шерстяного полотна, что и было продемонстрировано в ходе открытия выставки. Ну а тематика произведений Каратаевой и вовсе необычайно широка: от стилизованных изображений по мотивам рисунков древних людей до женских портретов, от декоративных натюрмортов до абстрактных композиций, от романтических пейзажей до реалистичных картин с изображением животных.
- Кто-то даже трогал их, не веря, что это настоящая ткань, кто-то дул на бабочек, чтобы они махали крыльями. Многим пришлись по душе коты, которых у меня полно на картинах, - сообщила художница.
Кстати, их она творит с помощью лака и гуаши.
- Мне так понравилась эта техника, что я не покладая рук четыре месяца трудилась над новыми картинами, - рассказала Светлана. - Техника такая: на ДВП или оргалит слоями наливаются лак и гуашь разных цветов, каждому слою нужно дать тщательно просохнуть. Каждый художник в этом смешении видит свой рисунок и, по мере того, как гуашь растекается по поверхности, придает ей законченные сюжетные линии при помощи кисти, бумаги или губки.
“Днем я работаю, а ночью рисую картины”, - добавляет художница. Самая любимая ее работа - “Мелодии ветра”. Кстати, изначально эту картину она считала уже испорченной, потом посидела, подумала, взяла в руки картину, начала крутить, вертеть и вдруг ей безумно захотелось нарисовать кота. Так родился образ влюбленного кота с виолончелью, сидящего возле многоэтажного дома с серыми окнами и улетающими в небо серыми шарами. Ей потом многие говорили, что он очень похож на булгаковского Бегемота. Есть еще одна картина с котом - чистая копия ее кота, правда, ему она добавила небольшие крылья и назвала картину “В марте у котов вырастают крылья”.
Если говорить о самой художнице, то Светлана Бурцева, чей творческий псевдоним - Каратаева, окончила Уральский государственный университет в Свердловске по специальности “История искусств”. Сегодня она педагог высшей категории с почти 30-летним стажем, завуч Детской художественной школы г. Лисаковска Костанайской области. Свою творческую деятельность Светлана начала в 1993 году, а в 2007-м стала членом Союза художников РК. За 20 лет успела поучаствовать в 52 различных выставках и конкурсах. Работы художницы находятся в частных коллекциях Казахстана, России, Белоруссии, США, ФРГ, Чехии, Голландии, Киргизии, в государственных музеях Республики Казахстан.
Астана |