|
Ольга Шишанова
В столичном музее современного искусства проходит вернисаж самого, пожалуй, ожидаемого художника года - Еркина Мергенова, чье творчество давно стало образцом для подражания, хотя сам мастер на протяжении многих лет сохраняет свой неповторимый, индивидуальный творческий почерк
Многие искусствоведы считают, что “созидательная сила художника сотворила произведения, вдохновившие затем ученых, работающих в различных отраслях знания - истории, богословии, философии, литературы, на создание своих произведений, являющихся словесным откликом, размышлением на заданную художником тему”. И хотя сам художник так не считает, тем не менее на персональную выставку “Еркіндік” он представил 15 произведений, выполненных им не только в технике живописи, но и скульптуры, созданных с 1968 по 2009 год. Дополняют выставку несколько скульптур из коллекции музея: “Неке” и “Утро”, а также работы из личного собрания автора: “Круг”, “Махамбет”, “Вечер”, “Жамал”, “Год ребенка”, “Двое” или “Полдень в степи”, “Двое. Козы-Корпеш и Баян-Сулу”, “Неке-11”, “Радость” и “Глас древа”.
Особый интерес на выставке вызывают также три экспоната из алюминия из серии “Стратегия. Казахстан-2030”. Это “Курос” и “Предчувствие”. Кстати, как рассказал Мергенов, эссе на его произведение “Курос” написал поэт и писатель из Бостона Александр Немзер, на “Предчувствие” - преподаватель эстетики кино и французской литературы в Магдален Колледж Оксфордского университета Рейдар Дуэ. Получилось, что в этом их критическом исследовании мастерства скульптора слово и объект материального мира слились воедино.
Третья работа “Эко” была создана скульптором в далеком 1983 году из бронзы. Эссе на нее написал доктор, работающий в области метафизики, эстетики и философии Брэдли Мюррей, чем Еркин Мергенов очень гордится. Почему столь необычные материалы даже для скульптора? “Я выбрал алюминий интуитивно, а через две-три работы почувствовал - это то, что мне надо, потому что в нем можно добиться эффекта серебра: белого, глубокого, идущего внутрь, как в работах зергеров, народных мастеров. И когда обо мне говорят - о космическом пространственном ощущении и передаче его во всех композициях, о сиянии серебра, серебристости композиций, я знаю, что это удается не в каждой работе. Но там, где удается, это и есть мой Восток”, - рассказывает мастер.
По словам мэтра, потому и название выставки выбрано им не случайно - оно служит своего рода эпиграфом ко всему творчеству художника. “Еркіндік”, что в переводе с казахского означает “свобода”, - это кредо, выражение мыслей художника, которое определило его и творческую, и гражданскую позицию, суть его искусства, не укладывающегося в жесткие границы традиционных тем.
И тут, пожалуй, стоит вспомнить о том, кто же такой на самом деле сам Еркин Мергенов. Во-первых, он из поколения талантливых художников-шестидесятников, оставивших огромный след в истории и развитии изобразительного искусства Казахстана. Во-вторых, он - выдающийся центральноазиатский художник, “классик казахского модернизма, максималист”, профессор, педагог, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, народный художник Казахстана, лауреат независимой премии “Платиновый Тарлан”, постоянный член совета Международной конфедерации союзов художников в России, хотя живет и работает в Алматы.
Много хвалебных отзывов, которым сам художник, как истинный рыцарь кисти и палитры, не придает особого значения, ему посвящают восторженные поклонники его творчества. Да и он, по словам современных арт-критиков, сумел найти себя сегодняшнего, не потерявшись и не растворившись в мире, окружающем его. Он - один из лидеров времени, которые, входя в плеяду выдающихся деятелей современной культуры, достойно представляют искусство нашего времени и нашей страны. Его творчество, глубоко национальное по духу, знаменует начало нового направления в казахском изобразительном искусстве. Сам художник считает, что сегодня накопление его творческого опыта в скульптуре и монументальном искусстве идет через индивидуальные авторские эксперименты. Хотя к такому миропониманию он пришел не сразу. До того, как стать знаменитым мэтром искусства, он отработал учителем рисования и черчения в средней школе, преподавал в изостудии Дворца пионеров. Затем, в 1968 году, в возрасте 28 лет поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова на факультет скульптуры, который окончил в 1973 году. Здесь он и сложился как художник, остро чувствующий современность, ищущий свой самобытный стиль, новым пластическим языком пытающийся выразить вечные идеи свободы, борьбы, смерти, любви. С первых шагов работы молодого скульптора опережали время, в них видели дерзость, формализм, неадекватность сложившимся представлениям. Ну а веру в понимание искусства, в творческие максимы вселил в него величайший авторитет в теории искусств профессор Юрий Колнинский.
По мнению Мергенова, многое в жизни дала ему встреча в Алма-Ате и со знаменитым Ренато Гуттузо, обращение к творчеству современных скульпторов - Кремера, Барлаха, Манцу, Джакометти, Майоля, Родена, но особенно - общение с товарищами. Он начинает творить много и взахлеб и уже с 1959 года становится постоянным участником республиканских, всесоюзных, международных выставок в Казахстане, Германии, Узбекистане, России, США. С 1974 года он член Союза художников СССР. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Риге, Москве и Санкт-Петербурге, Киеве, Бишкеке.
Сегодня произведения скульптора находятся в коллекциях государственной Третьяковской галереи, где собрана монографическая коллекция Еркина Мергенова.
Гордятся его произведениями Государственный музей изобразительных искусств имени А.Кастеева, Государственный музей искусств Киргизии, Государственный музей русского искусства Украины, художественный фонд Международной конфедерации союзов художников, частные коллекции США, Германии и многих других стран.
Несомненно, высокий профессионализм, совершенное владение скульптурными материалами, сильный творческий темперамент были и будут отличительными качествами художника. Но не только они делают его произведения высокохудожественными. Широта и философичность мышления в сочетании с самобытностью национального мировосприятия, острое чувство времени и дар предвидения, свойственные лишь большим художникам, выводят творчество Еркина Мергенова в ряд явлений мирового искусства. Не случайно за вклад в развитие и преумножение традиций отечественной и мировой культуры, за развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве он награжден десятью творческими союзами России “Золотой медалью имени Пушкина”. А московские критики и вовсе с непередаваемым восторгом отзываются о Еркине Мергенове - художнике, принадлежащем двум культурам. Они считают, что “большинство его работ могут быть соотнесены с формальными поисками европейской пластики, имевшими место в ХХ веке. Однако тематически и проблемно они обращены к степной культуре, к Востоку. Благодаря тому, что своими работами Еркин Мергенов всегда намного опережал свое время, он и сейчас является, наверное, самым недооцененным классиком последнего этапа существования советского изобразительного искусства и первым “неоткрытым” скульптором нового Казахстана”. К слову, выставка мастера будет ждать своих почитателей в столичном Музее современного искусства до середины апреля.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |