|
Великий Кобзарь
В одном из павильонов Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева продолжается юбилейная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения украинского поэта и художника, революционера-демократа Тараса Шевченко.
В эти тяжелые дни для Украины эта выставка остается как никогда актуальной и интересной, думаю, оттого, что имя Тараса Шевченко сохранилось в истории как поэта и художника, звавшего к борьбе за свободу и национальную независимость.
Во время посещения данной экспозиции зрители смогут увидеть некую параллель между творчеством казахских художников и украинского поэта. Безусловно, Тарас Шевченко в истории Казахстана известен тем, что Великий Кобзарь писал на русском языке о казахском народе, отразил в своих многочисленных рисунках природу бескрайних казахских степей и жизнь кочевников. Потому не удивительно, что творчество поэта Шевченко нашло отражение в творчестве многих художников Казахстана.
Так, например, народный художник Абылхан Кастеев в акварелях “Шевченко среди казахов” (1953) и “Шевченко в Казахстане” (1954) с присущими для художника теплотой и правдивостью изображает Шевченко в окружении молодых и пожилых казахов, внимательно слушающих рассказ знаменитого украинца, стремясь передать не только портретное сходство, но и ту особую любовь, которую испытывал поэт к простому казахскому народу.
Художественные работы украинского поэта также имеют свою историческую значимость, он был первым украинским художником, реалистически, с глубоким пониманием и сочувствием изображавшим жизнь и быт казахского народа. Во время десятилетней ссылки в Казахстане Шевченко создал большое количество поэтических произведений и повестей. В тяжелых условиях, несмотря на запрещение рисовать, он выполнил целый ряд работ, в которых наиболее ярко проявилась мощь Шевченко как революционера-демократа. Глядя на портреты великого поэта, представленные в экспозиции, можно увидеть его несгибаемую силу воли и бесстрашие революционера.
Безусловно, произведения художников Казахстана и сама выставка в целом - одно из проявлений глубокого уважения и любви к памяти великого поэта и художника, объединяющее как украинский, так и казахский народы, и являющееся свидетельством дружбы, заложенной щедрым сердцем Тараса Шевченко.
Все оттенки земли
В галерее авторской керамики Clay House Gallery продолжается персональная выставка живописца, скульптора Аскара Есдаулета под названием “Цвет Земли”.
Как признался сам автор, он долгое время выбирал имя для экспозиции, и, принимая во внимание тот факт, что впервые зрителю представлена серия керамических работ художника, Аскар Есдаулет решил назвать выставку “Цвет земли”.
Название глубокое и символичное, задайте этот вопрос вашим близким и друзьям: “Какой он - цвет земли?” и вы получите совершенно разные ассоциации. Кто-то скажет, что это цвет васильковых и маковых полей, зеленых дачных участков и крыш покосившихся домиков. Кто-то скажет, что это цвет глины и скал, а также сумрачные тона сажи и угля, кто-то может представить, что это цвет многочисленных национальностей и культур, населяющих нашу планету.
Безусловно, все ответы останутся неоднозначными, думаю, оттого работы, представленные на выставке зрителю, покажутся знакомым явлением, потому как автор Аскар Есдаулет представил алматинцам и гостям нашего города свой индивидуальный взгляд на цвет земли - разный, от ярких цветосочетаний до спокойных оттенков глины.
Внимательно вглядываясь в картины, думаю, зритель сможет отчетливо себе представить большинство картин художника как географическую карту, на которой разнообразные участки земли изображены в интересном порядке. Где-то вдали видны речные массивы или хаотичное движение светлых силуэтов, отдаленно напоминающих людей и животных. Другими словами, перед взорами зрителя проходит яркое и необычное авторское мироощущение. Кому-то оно станет близким, а кто-то останется равнодушным. Помимо абстрактной живописи художника выставлены также бронзовые скульптуры автора, отличительной особенностью которой обладают скульптурные работы Аскара Есдаулета - они словно застыли в незаконченном движении. Например, бронзовая фигура, которая, кажется, вот-вот раскроет крылья и взлетит.
Такое ощущение, что у художника все работы словно находятся в состоянии незавершенности. Иными словами, это недосказанный рассказ, который вершит заключение истории самостоятельно.
Данная экспозиция продлится в галерее до 17 марта.
Малика Дауылбай |