|
Ольга Шишанова
Художник стоял с палитрой в руках возле новой картины. Примериваясь, какую краску нанести на холст, он в задумчивости отошел от него на несколько шагов назад...
Словно только вчера это было - учеба в художественном училище, лекции в мастерской известного художника Юрия Непринцева, приезд на целину по комсомольской путевке, новые друзья, картины, выставки. И работа, работа, работа. Потому что художник не может не работать, иначе и не художник он вовсе. Но сегодня все иначе - и краски потускнели, и картин больше не будет. Не стало Виктора Федоровича Холуева - живописца с большой буквы...
Будто и не было этих лет, только множество картин, выставок, да воспоминания друзей. Немудреный багаж, что зовется жизнью.
Творческий путь Виктора Холуева начался с поступления в Рязанское художественное училище. Уж больно вокруг была красива природа, и не удержаться было молодому парню - не мог он носить в себе понимание этой красоты, хотелось поделиться ею с окружающими. Это была его малая родина - лошади в поле, церквушка на пригорке, лес. Бывало, что месяцами бродил по рощам или у речушки, отыскивая свой потаенный мотив. Рассказывал потом, что “вдохнет чистого воздуха, наслушается птичьих трелей-разговоров, и зашумят листвой под кистью березы, заплачут неизвестно о чем ивы”. И потом, когда довелось переехать в Казахстан, стала ему и степь близкой своим раздольем, старался подобрать холст под размах степной, не забывая об усталых путниках возле юрты или рассказывая кистью да красками о воинской доблести на бранном поле - историческая тема всегда его вдохновляла. Потому и выбрал профессию живописца.
Был в его судьбе и Ленинград с его белыми ночами, студенческой дружбой и учебой у одного из самых известных художников того времени - Юрия Непринцева. Холуев постигал там премудрости рисунка, композиции и красоты. С тех пор его излюбленной манерой стала реалистическая живопись, явившись чем-то вроде своеобразной визитной карточки. И на любой выставке можно было безошибочно угадать его картины, его кисть, его краски, яркие, буйные, сочные.
А потом наступило время целины. Мастерские на улице Сембинова в тогдашнем Целинограде стали первоосновой городского Союза художников. Одним из участников-основателей был и Виктор Холуев. Случилось это знаменательное событие в 1961 году. А уже в 1965 году он был принят в члены Союза художников СССР - тематика полотен и реалистичная манера письма покорили не только зрителей, но и произвели впечатление на жюри союза. Он стал главным художником союза, чуть позже возглавив его на долгие 10 лет.
Тем временем все шло своим чередом - художник участвовал в краевых выставках, областных, республиканских. Менялись города, становилась другой жизнь. Но Виктор Холуев оставался верен себе, только год от года крепло его мастерство и оттачивались движения кисти - вдруг словно открылось второе дыхание.
Темами его картин сначала робко, а потом все увереннее становились исторические мотивы - моменты из жизни казахского народа. Хан Абылай, байга, столкновение с джунгарами, соколиная охота - Виктор Холуев начинает писать много и “взахлеб”, одновременно восторгаясь и наслаждаясь изображаемым на поверхности холста. Его произведения и вправду до сих пор вызывают ощущение твердости, уверенности, хотя почти везде герои его картин показаны в действии. Ему было интересно все - люди, их характеры, поступки, красота окружающей природы.
Сегодня в музее современного искусства в столице хранятся три его живописные работы - “Целинник”, “Вечер” и “Первый снег. Целиноград”, написанная полвека назад, а потому неизменно вызывающая чувство ностальгии у тех, кто еще помнит старый город с двухэтажными домами, узкими улицами и дымящимися печными трубами.
Кроме того, гордится музей и тремя акварелями мастера: “Строгановская церковь. Горький”, “Печеры. Горький” и “Речной вокзал. Волга”, созданными им почти четверть века назад во время одной из творческих поездок по России.
Но его работы есть не только в государственных хранилищах красоты, каковыми, несомненно, являются музеи. Они - в частных коллекциях Казахстана, Англии, Германии, Турции, России и США.
В 2010 году ему присвоено звание “Ћазаћстан Республикасыныѓ “мќдениет ћайраткерi”, а еще он награжден “Большой золотой палитрой”, получить которую за честь считают многие именитые художники.
И вот теперь - остался нетронутый холст, только несколько неуловимых мазков на нем, как напоминание, что к нему прикасалась рука великого мастера, память о котором сохранится, как и положено, лишь в картинах да акварелях.
Фото Радмир Фахрутдинов
Справка “НП”
Виктор Холуев родился 3 июля 1930 года в селе Острый камень Липецкой области в семье крестьянина.
В 1945 году окончил восемь классов средней школы на станции “Лев Толстой” (бывшее Астапово) Московско-Донбасской железной дороги.
С 1945 по 1948 год учился в Рязанском художественном училище, с третьего курса ушел на службу в Советскую армию.
После службы закончил учебу в РХУ и в 1955 году поступил на факультет живописи в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в мастерскую народного художника СССР Ю. Непринцева.
С 1961 года жил и работал в Целинограде (в последующие годы Акмоле - Астане).
С 1984 по 1991 год был председателем целиноградской организации Союза художников.
Картины находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.Кастеева в Алматы, в дирекции художественных выставок Казахстана, в упомянутых частных коллекциях Казахстана, Англии, Германии, Турции, России, США и других стран.
Астана |