|
Дебют художника
11 февраля в Государственном музее имени Абылхана Кастеева состоялась первая персональная выставка Всеволода Теляковского, театрального художника, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
Представленные в программе экспозиции уникальные материалы: фотографии Теляковского, членов его семьи из личного архива художника - еще нигде не были опубликованы. Впервые широкому зрителю демонстрируется живописная серия из десяти полотен, написанных на темы казахского эпоса. Театрально-декорационную деятельность отражают многочисленные эскизы декораций и костюмов к различным постановкам как классического, так и национального репертуаров.
Искусствовед, составитель выставки Галина Сырлыбаева призналась, что усердно, внимательно готовилась к экспозиции, изучая детально все материалы, которые удалось найти в государственных архивах. Потому как личность Всеволода Теляковского уникальна. Его отец был директором императорских театров. В России художник учился у именитейших деятелей искусства - Коровина, Головина, во Франции - у Дени. Впитав с ранней юности традиции русского искусства рубежа веков, так называемого серебряного века, в 1950-е годы он оказался вовлеченным в формирование национальной школы изобразительного искусства нашей республики. Стал одним из первых, обратившихся к культурному наследию казахского народа - национальному эпосу, внес большой вклад в развитие театрально-декорационного искусства Казахстана.
В связи с роковыми событиями декабря 1934 года семья Теляковских переезжает в Казахстан, и с этого момента началась другая жизнь и новый этап творчества, продлившийся более 25 лет.
Всеволод Теляковский работал в Атбасарском городском и областном Актюбинском музыкально-драматическом театрах, Государственном академическом театре оперы и балета в Алма-Ате. А когда в столице Наталия Сац организовала Театр юного зрителя, стал работать в нем главным художником. За эти годы создано немало декораций и эскизов костюмов к различным спектаклям.
Как отмечает Людмила Маннаникова, пресс-секретарь Театра юного зрителя имени Наталии Сац, Теляковский с 1946 по 1956 год работал художником 55 спектаклей театра, практически всех спектаклей того периода.
- Вся жизнь Всеволода Владимировича прошла на сцене. Сначала в театральных мастерских, а потом и просто на сценической площадке. В послевоенные годы квалифицированных исполнителей на театральной сцене в Алма-Ате не хватало, а во время войны их совсем не было. И Всеволод Владимирович сам строгал, лепил, клеил, сколачивал, прописывал холсты, все сам, сам! Он так управлялся с рубанком и лобзиком, что его мастерству позавидовали бы настоящие столяры.
О сценическом пространстве он знал все. Он мог его сжать, уничтожить или раздвинуть до бесконечности. Мог создать в узкой сценической коробке снежную пустыню, завертеть метель, расстелить настоящее половецкое поле, такое, чтобы небо смыкалось со степью. Он мог создать и реку, и заречную даль, и избушки на этой стороне реки, и огоньки на той. Но, вероятно, хуже или лучше это умели делать другие алматинские театральные художники. Но что его, безусловно, выделяло, ставило выше всех этих декораторов, хотел он этого или нет, знал об этом или не знал - это безусловное и безукоризненное чувство стиля. И даже не чувство, а чутье.
Персональная выставка Теляковского - дань памяти художнику, чья судьба сложилась далеко не так, как он задумывал ее сам. Но и в этих обстоятельствах он сумел сохранить себя как личность и остался верен своему пути - пути труженика, творца и созидателя.
Классика в войлоке
В художественной галерее “Тенгри-Умай” продолжается персональная выставка Татьяны Пак “Ностальгическая прогулка”, посвященная брату автора Пак Чон Килю. Работы, представленные на выставке, выполнены художницей в войлочной подборке классических мировых живописных шедевров, знаменитых работ Пикассо, Гогена, Кандинского, Сезанна, Модильяни.
Таким образом, Татьяна Пак создала так называемые римейки на работы прославленных гениев.
Художница призналась, что эта выставка, словно ностальгическая прогулка, которая побуждает зрителя очутиться в том времени, когда молодые, наполненные гениальностью и потенциальными возможностями, неизвестные миру художники боролись за право стать первыми в своей области, изменив представление о живописи. В свое время Пикассо о своем искусстве писал: “Одни видят, что есть, и спрашивают, почему. Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю: почему нет?”.
Татьяна Пак, работая лишь с шерстью, добилась максимального сходства с оригиналами, а где-то даже нашла им новое звучание в цветовой палитре. Тем и отличается такая методика: раскрашенные нити придают живость и внутреннее свечение элементам композиции, особенно при использовании теплых цветов.
Малика Дауылбай |