|
Малика Дауылбай
В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева до 28 февраля продлится передвижная экспозиция прославленного британского мастера скульптуры Генри Мура. На выставке, представленной в Алматы, все желающие имеют возможность познакомиться с творчеством Мура, которое раскрывает все главные темы, волновавшие художника, а также подчеркивает связь между скульптурами и произведениями на бумаге
Этот, по сути, уникальный международный проект, который вмещает в просторном выставочном зале графические работы, контекстные фотографии и скульптурные макеты британского художника, является уникальной частью значительной коллекции Британского совета.
Безусловно, работы Генри Мура, который творил на рубеже ХХ века, в наше современное время от экспериментального искусства превратились в классику в самом широком ее понимании - на уровне мирового признания. Его творчество украшает лучшие музеи мира, а также центральные площади перед зданиями парламента в Лондоне и ЮНЕСКО в Париже.
Выставку в Алматы “Генри Мур: графика и скульптура” открыл Дэвид Митчинсон - друг Мура, признанный специалист по его творчеству.
- Работы современны, они реалистичны, - отмечает искусствовед Дэвид Митчинсон. - Признание и интерес общественности к его творчеству во всем мире мне ясен, потому что у работ Мура нет ни расовых, ни национальных разделений. Его труды - скульптуры - продолжают волновать и интересовать тысячи зрителей, даже не пугают своей масштабностью, потому как автор так создавал скульптуру, чтобы наблюдающий не боялся ее многосложности, а смог пройти сквозь нее и оказаться внутри. Тем самым такой подход позволяет проникнуть в творческую лабораторию мастера.
В моменты активных творческих исканий Генри Мур занимался преимущественно скульптурой. Когда он начал создавать более масштабные произведения, для них художник начал делать маленькие подготовительные объемные эскизы, которые называл макетами. Именно такие небольшие макеты представлены на выставке в музее Кастеева. Таким образом, зрители смогут увидеть то, о чем нередко говорил сам Мур, что, изготавливая макет, он может всесторонне исследовать форму на ощупь: когда скульптуру можно ухватить рукой, легко представить, как она будет выглядеть в полном размере.
Эксперт по творчеству Генри Мура - Дэвид Митчинсон - рассказал, что графика в представленной экспозиции является не только подготовительными набросками к скульптурам, где несколько вариантов на изображении впоследствии, может, и стали отдельными скульптурами, однако сами по себе представляют Генри Мура как замечательного графика. Его работы, которые приближают зрителя к главной английской загадке Стоунхенджу, и являются ярким доказательством его графических способностей.
Таким образом, зачастую можно сказать, что в творчестве Мура происходит развитие произведения от рисунка к скульптуре или, наоборот, от готовой скульптуры к серии графических работ.
Если внимательно вглядеться в такие наброски, которые так и не успели стать гигантской скульптурой - а может, они и не должны были ею быть - четко видится и чувствуется динамичный поиск тем для творчества, которые Мур раскрывал в своем искусстве. Как выяснилось, еще при жизни автора его работы стали новаторскими и образцовыми для большого числа людей. Думается, потому что автора интересовали и касались темы, которые повсеместно остаются актуальными и сейчас. К примеру, серия работ художника, посвященных теме “Мать и дитя”. Здесь Мур изображает фигуры матери и дитя в соотношении явного контраста. Тем самым он показывает, насколько семейные ценности и отношения бывают порой неидеальными, иногда непростыми, но в итоге родитель и ребенок всегда остаются в неразрывной связи друг с другом.
На мой взгляд, самой увлекательной композиционной частью передвижной выставки Мура являются рисунки, которые он создал в конце своей жизни. Это интересные вариации иллюстраций животных, нарисованных простой шариковой ручкой. Тех животных, которые паслись в имении художника, и за которыми он внимательно следил из окна своей мастерской. На выставке имеются несколько изображений овечек с поместья автора. Кстати, чтобы нарисовать овцу, Генри Мур прибегал к нехитрому способу - он создавал шум. так как овцы по природе своей трусливые животные, заслышав громкий звук, они на долгое время замирали, тем самым облегчая работу художнику.
Генри Мур продолжил традицию монументальной фигуративной пластики. Поразительная художественная цельность его произведений не имеет аналогов в истории скульптуры. Формы плавно и органично перетекают друг в друга, иногда образуя углубления и зияющие пустоты, “дыры”. Однако Мур никогда не занимался проблемами чистой формы, его интересовали образы, напоминавшие природные формы: древние камни, обтесанные стихиями за много веков; горные пещеры, вымытые подземными потоками; эмбрионы в материнском чреве; человеческое тело как целостная органическая система. |