|
Ольга Шишанова
В столичном Музее первого президента Казахстана открылась персональная выставка “Семантика скакуна-4” известного живописца, графика, члена Союза художников РК, публициста Жениса Какенулы. О том, почему вдруг очередной темой в его творчестве стал образ вольного скакуна, благородного спутника человека, художник рассказал в эксклюзивном интервью
- Женис, почему вдруг идея выставки - лошади? Дань наступившему году?
- Год лошади совпал с моими картинами. Музей дал мне полгода назад идею сделать у них вернисаж. Я подумал: почему бы нет? И продолжил цикл “Семантика-3”, чем, кстати, символично открыл выставочный сезон музея 2014 года.
- Почему вообще выбрана семантика скакуна, а не, скажем, барса?
- Барс - высоко, а лошадь тесно связана с казахским народом. В бой - на лошади, хочешь кумыса - опять лошадь рядом, захотел джигит встретиться с девушкой - опять же только на лошади ехал к ней на свидание. Поэтому я и посвятил эту выставку не просто верному животному, я поднял образ коня до уровня восприятия как человека. Кони - как дети: радуются, грустят. Они не просто животные, они... люди.
- А вот лично Вы и лошадь как связаны?
- Мой отец очень любил лошадей, прекрасно разбирался в них. И я думаю, по крови мне передалось это, если я настолько тянусь к образу лошади.
- Почему у Вас техника “дождливая”? Если посмотреть на Ваши графические листы, то они у вас очень напоминают акватинту?
- Я нашел свой стиль, свой прием изображения. Раньше я писал более крупными мазками, плоскостями даже. Как работать сейчас - мне подсказывало что-то внутри, конечно, и по выставкам я много ходил, смотрел, а потом уже свою технику нашел. Через мою душу прошло вот это все - поиски, наброски.
- Значит, когда Вы только собираетесь написать картину, Вы не знаете, какой она получится по технике и стилю?
- Да, примерно так.
- У Вас на выставке есть картина одинокого вороного скакуна, почему Вы выделили его из всех?
- Это произведение я посвятил 1932-1937 годам, которые были очень тяжелыми для казахов. Это годы репрессий, голодомора. Самые трагичные годы в истории. Вороной олицетворяет ту эпоху.
- У Вас легкая кисть, но тяжелая живопись...
- У меня есть и веселые, легкие картины - и по цвету, и по замыслу. Вот, например, картина “Победитель”, где скакун достиг красной финишной ленточки. Она посвящена нашему боксеру Серику Сапиеву, который завоевал олимпийскую медаль для Казахстана. Там грусти я не вижу, там - победа. Или, например, картина “Игра”.
- Все Ваши картины разнообразны и неожиданны, как и Ваш творческий почерк...
- Да, мне нравится писать пейзажи и натюрморты чисто в академическом стиле, одновременно создавая стилизованные картины-петроглифы или картины-притчи. Например, одно из моих произведений называется “Камбар-Ата”, и мне захотелось, чтобы герой легенд оказался невиден из-за головы его скакуна, чтобы он оказался словно отгороженным от зрителя толщей веков.
Или у меня есть картина, смысл которой сводится к тому, что светлые силы зачастую беззащитны перед бесчисленными ордами тьмы. Это мое мнение.
- Но Ваши пейзажи воспринимаются совершенно по-другому.
- Да, у меня они получаются созерцательными, спокойными, даже в какой-то мере меланхоличными, надеюсь, они подходят под определение “пейзажи настроения”. Это такие полотна, как “Чилик”, “Окраина”, “Ливень”. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы название как можно более полно раскрывало идею произведения, и потому я очень долго раздумывал над названием картины, на которой изобразил вечер, пока, наконец, как озарение, не пришло поэтическое название “Когда удлиняются тени”.
- Искусствоведы Ваши графические портреты относят к особой грани Вашего творчества...
- Наверное, но я никогда об этом не задумывался, просто старался минимумом средств добиться при создании образа максимального эффекта. Моими “подопечными” в разное время были академики Салык Зиманов и Торегельды Шарманов, писатель Калихан Искаков, политик и музыкант Бекболат Тлеухан, портреты которых я объединил в серию “Мои соотечественники”. Мне хотелось одной-единственной линией, с минимальной подтушевкой или штриховкой, суметь передать характерный жест, особенность взгляда, поворот головы и даже игру мысли в глазах. Насколько это мне удалось - судить зрителю.
- Вы и с компьютерной графикой на “ты”?
- Я стараюсь следовать не только вековым художественным традициям. Ведь я живу в современном мире, то есть здесь и сейчас, поэтому мне близки все компьютерные ноу-хау, тем более касающиеся арта. Согласитесь, что гибкие, эластичные, изящные линии, созданные компьютером, пусть даже близкие к абстрактным, настолько легки и непринужденны, что воспринимаются как естественные, произведенные самой природой. Они чуть-чуть колышутся, как озерная гладь, они движутся и дышат, они буйствуют и бесчинствуют, а обуздать их может один-единственный человек - художник. Что мне, собственно, и нравится делать. Ту же линию или цветовое пятно, сложный ритм или мудреную композицию, новомодную религию или психологические эксцессы.
- Вы не только пишите картины - год назад в столичном музее современного искусства состоялась презентация книги “Ақ зер” - сборника Ваших искусствоведческих статей, посвященных истории мирового и казахстанского изобразительного искусства.
- Верно, я не только работаю в разных направлениях: живопись, графика, компьютер-арт, но и стремлюсь к гармонии и взаимопроникновению живого поэтического образа и тонких перемен настроения, передаваемых удивительным звучанием цвета. Каждая картина всегда индивидуальна, но вместе с тем в совокупности, все работы - это единая духовно-содержательная среда. А кто об этом скажет лучше, чем историк искусства?
Фото Радмир Фахрутдинов
Справка “НП”
Женис Какенулы родился в 1965 году в Алматинской области.
Выпускник 1989 года художественно-графического факультета АГУ имени Абая.
Живописец, график.
Работал художником в республиканских журналах “Ақ желкен”, “Ай”, “Зерде”, “Тураби”, в газете “Мәдениет”.
Участник многих республиканских, городских и зарубежных выставок в США, Германии, Турции с 1988 года. Имеет ряд персональных выставок.
Картины находятся в музее А.Кастеева в Алматы, Президентском центре культуры Астаны и в частных коллекциях.
Член Союза художников Казахстана.
Деятель культуры Республики Казахстан.
Автор книги о художниках “Ақ зер”.
Астана |