ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Когда вырастают тени Культура

Ольга Шишанова
В столичном Музее первого президента Казахстана открылась персональная выставка “Семантика скакуна-4” известного живописца, графика, члена Союза художников РК, публициста Жениса Какенулы. О том, почему вдруг очередной темой в его творчестве стал образ вольного скакуна, благородного спутника человека, художник рассказал в эксклюзивном интервью

alt
- Женис, почему вдруг идея выставки - лошади? Дань наступившему году?

- Год лошади совпал с моими картинами. Музей дал мне полгода назад идею сделать у них вернисаж. Я подумал: почему бы нет? И продолжил цикл “Семантика-3”, чем, кстати, символично открыл выставочный сезон музея 2014 года.
- Почему вообще выбрана семантика скакуна, а не, скажем, барса?
- Барс - высоко, а лошадь тесно связана с казахским народом. В бой - на лошади, хочешь кумыса - опять лошадь рядом, захотел джигит встретиться с девушкой - опять же только на лошади ехал к ней на свидание. Поэтому я и посвятил эту выставку не просто верному животному, я поднял образ коня до уровня восприятия как человека. Кони - как дети: радуются, грустят. Они не просто животные, они... люди.
- А вот лично Вы и лошадь как связаны?
- Мой отец очень любил лошадей, прекрасно разбирался в них. И я думаю, по крови мне передалось это, если я настолько тянусь к образу лошади.
- Почему у Вас техника “дождливая”? Если посмотреть на Ваши графические листы, то они у вас очень напоминают акватинту?
- Я нашел свой стиль, свой прием изображения. Раньше я писал более крупными мазками, плоскостями даже. Как работать сейчас - мне подсказывало что-то внутри, конечно, и по выставкам я много ходил, смотрел, а потом уже свою технику нашел. Через мою душу прошло вот это все - поиски, наброски.
- Значит, когда Вы только собираетесь написать картину, Вы не знаете, какой она получится по технике и стилю?
- Да, примерно так.
- У Вас на выставке есть картина одинокого вороного скакуна, почему Вы выделили его из всех?
- Это произведение я посвятил 1932-1937 годам, которые были очень тяжелыми для казахов. Это годы репрессий, голодомора. Самые трагичные годы в истории. Вороной олицетворяет ту эпоху.
- У Вас легкая кисть, но тяжелая живопись...
- У меня есть и веселые, легкие картины - и по цвету, и по замыслу. Вот, например, картина “Победитель”, где скакун достиг красной финишной ленточки. Она посвящена нашему боксеру Серику Сапиеву, который завоевал олимпийскую медаль для Казахстана. Там грусти я не вижу, там - победа. Или, например, картина “Игра”.
- Все Ваши картины разнообразны и неожиданны, как и Ваш творческий почерк...
- Да, мне нравится писать пейзажи и натюрморты чисто в академическом стиле, одновременно создавая стилизованные картины-петроглифы или картины-притчи. Например, одно из моих произведений называется “Камбар-Ата”, и мне захотелось, чтобы герой легенд оказался невиден из-за головы его скакуна, чтобы он оказался словно отгороженным от зрителя толщей веков.
Или у меня есть картина, смысл которой сводится к тому, что светлые силы зачастую беззащитны перед бесчисленными ордами тьмы. Это мое мнение. 
alt
- Но Ваши пейзажи воспринимаются совершенно по-другому.

- Да, у меня они получаются созерцательными, спокойными, даже в какой-то мере меланхоличными, надеюсь, они подходят под определение “пейзажи настроения”. Это такие полотна, как “Чилик”, “Окраина”, “Ливень”. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы название как можно более полно раскрывало идею произведения, и потому я очень долго раздумывал над названием картины, на которой изобразил вечер, пока, наконец, как озарение, не пришло поэтическое название “Когда удлиняются тени”.
- Искусствоведы Ваши графические портреты относят к особой грани Вашего творчества...
- Наверное, но я никогда об этом не задумывался, просто старался минимумом средств добиться при создании образа максимального эффекта. Моими “подопечными” в разное время были академики Салык Зиманов и Торегельды Шарманов, писатель Калихан Искаков, политик и музыкант Бекболат Тлеухан, портреты которых я объединил в серию “Мои соотечественники”. Мне хотелось одной-единственной линией, с минимальной подтушевкой или штриховкой, суметь передать характерный жест, особенность взгляда, поворот головы и даже игру мысли в глазах. Насколько это мне удалось - судить зрителю.
- Вы и с компьютерной графикой на “ты”?
- Я стараюсь следовать не только вековым художественным традициям. Ведь я живу в современном мире, то есть здесь и сейчас, поэтому мне близки все компьютерные ноу-хау, тем более касающиеся арта. Согласитесь, что гибкие, эластичные, изящные линии, созданные компьютером, пусть даже близкие к абстрактным, настолько легки и непринужденны, что воспринимаются как естественные, произведенные самой природой. Они чуть-чуть колышутся, как озерная гладь, они движутся и дышат, они буйствуют и бесчинствуют, а обуздать их может один-единственный человек - художник. Что мне, собственно, и нравится делать. Ту же линию или цветовое пятно, сложный ритм или мудреную композицию, новомодную религию или психологические эксцессы.
alt
- Вы не только пишите картины - год назад в столичном музее современного искусства состоялась презентация книги “Ақ зер” - сборника Ваших искусствоведческих статей, посвященных истории мирового и казахстанского изобразительного искусства.

- Верно, я не только работаю в разных направлениях: живопись, графика, компьютер-арт, но и стремлюсь к гармонии и взаимопроникновению живого поэтического образа и тонких перемен настроения, передаваемых удивительным звучанием цвета. Каждая картина всегда индивидуальна, но вместе с тем в совокупности, все работы - это единая духовно-содержательная среда. А кто об этом скажет лучше, чем историк искусства?
Фото Радмир Фахрутдинов

Справка “НП”

Женис Какенулы родился в 1965 году в Алматинской области.
Выпускник 1989 года художественно-графического факультета АГУ имени Абая.
Живописец, график.
Работал художником в республиканских журналах “Ақ желкен”, “Ай”, “Зерде”, “Тураби”, в газете “Мәдениет”.
Участник многих республиканских, городских и зарубежных выставок в США, Германии, Турции с 1988 года. Имеет ряд персональных выставок.
Картины находятся в музее А.Кастеева в Алматы, Президентском центре культуры Астаны и в частных коллекциях.
Член Союза художников Казахстана.
Деятель культуры Республики Казахстан.
Автор книги о художниках “Ақ зер”.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение