|
Ольга Шишанова
Одним из самых распространенных орнаментальных знаков, используемых в декоративно-прикладном искусстве казахов, особенно в кошмоделии, является кошкар муйиз, или бараний рог.
Раскрыть его тайны корреспонденту “НП” накануне вернисажа, посвященного возрождению древнего войлочного искусства казахского народа, любезно согласилась директор столичной галереи “Шежире” Роза Жусупова
- Роза Сейдуалиевна, расскажите о предстоящей выставке.
- Выставка “Рога спасения” - это совместный проект галереи “Шежире” с общественным фондом “Дала арулары - Женщины степи”, основной целью и задачей деятельности которого является возрождение традиционного ремесла казахов - кошмоделия.
Кстати, логотип фонда - это тоже орнаментальный знак, отображающий космогонические представления наших предков о первотворении, микро- и макрокосме. Знак символизирует бесконечность бытия, гармонию мира, постоянное обновление жизни, благополучие и плодородие живого, вечное движение, рождение, смерть и вновь рождение.
Президентом фонда является художница, член Союза художников РК, участница многих международных и республиканских выставок, хранительница традиционных казахских методов кошмоваляния Замзегуль Оралбаева. Нужно сказать, что наше с ней сотрудничество началось более десяти лет назад, когда она вместе с мастером по дереву Канатом Нурбатыровым как-то выставила свои работы на одном из вернисажей в “Шежире”.
- Какие орнаменты пользуются популярностью в кошмовалянии?
- Их много, но я бы отметила двенадцать основных. Дело в том, что казахский народ впитал многовековые традиции своих разноплеменных предшественников, чье орнаментальное творчество, ставшее лидирующей формой изобразительного искусства в силу подвижного образа жизни, развивалось по пути не конкретного воспроизведения реальных объектов, а путем передачи его содержания в условно-абстрагированной форме. Как правило, изображались образы не целиком, а с помощью какой-нибудь детали, по принципу замены целого наиболее важной его частью. Одной из предпосылок появления орнамента была и необходимость отмечать предметы семьи, рода, племени отличительными знаками. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться с эстетической, знаковой, магической, культовой точек зрения.
- Например?
- Это агаш, или древо жизни Байтерек, кошкар муйиз - бараний рог, буркиттуяк - лапа беркута, туйетабан - след верблюда, укиаяк - лапа филина, тогызтобе - девять холмов, райхангул или шоп гул - цветок курая или цветы, торткулак - четыре уха, жана ай - молодой или новый месяц, кун - солнце, атбас - голова коня и казмойын - шея гуся.
- Главный орнамент, которому посвящена выставка, конечно же, кошкар муйиз?
- Ученые давно уже выяснили, что священный баран - древний символ благодати и жизненной энергии был свойственен многим культурам - от Тихого океана до Средиземного моря. Его культ был широко распространен как среди древнетюркских племен, так и среди древнеиранских. Что касается казахов, то у них баран и вовсе считался наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой. Более того, образы не только барана, но и близких ему диких животных - архара и сибирского козерога - таутеке, широко распространены в древневосточном искусстве, начиная от эпохи неолита и заканчивая поздним Средневековьем. Кроме того, в облике священного барана выступают древнеегипетский бог Амон и индийский бог Индра. Даже Зевс, согласно Лукиану, имел на некоторых изображениях бараньи рога.
- Говорят, что фигурка горного козла также увенчивала парадный шлем знатного воина, погребенного в Иссыкском кургане, а мраморные скульптуры баранов охраняли вход в поминальный комплекс древнетюркского принца и полководца Кюль-Тегина...
- Я полагаю, что в применении к погребальному культу барана действительно следует считать воплощением высшего божественного начала, венчающего гробницу. Особенно учитывая глобальное распространение знаков рогов и спирали и значительное сходство их толкования в различных регионах, а также особую приверженность к ним в скотоводческой среде евразийских кочевников. Например, общий для всех тюркских народов термин “кут” и единое его понимание как жизненной силы, унаследованное тюркоязычными народами от общих предков, как нельзя лучше соответствует этим идеям. Именно в этом, как считают ученые, заключается главный смысл спирального элемента, и именно в таком контексте обретает наглядную убедительность семантическая цепочка: кошкар муйиз - кошкар - кут, то есть орнаментальный мотив парных рогов - баран-производитель - жизненная сила. Причем термин “кут” отражает также соответствующие древнеиранские представления о харизме царской власти, выражаемые в термине “фарн” со значениями от “добрая судьба, счастье” вплоть до “царская слава, царское величество”.
- Какова сегодня ситуация с войлочным искусством в республике?
- Обработка шерсти всегда была специфическим женским трудом, в то время как резьба по металлу, дереву, камню, производство ювелирных изделий обычно принадлежали мужчинам. Однако сегодня ситуация с кошмоделием резко изменилась. В Казахстане этот вид декоративно-прикладного искусства казахов, можно сказать, в масштабах страны практически вымер, а сельские женщины в силу разных причин предали забвению народные методы обработки шерсти и разнообразие видов изделий из кошмы. Даже на юге страны, где работа с войлоком еще сохраняется на слабом уровне, под влиянием интенсивных коммуникационных процессов происходят значительные изменения формы традиционных фигур орнамента вплоть до их унификации, утраты ремесленными изделиями национальной самобытности.
- В чем Вы видите выход из создавшейся ситуации?
- Я считаю, что казахскому киизу необходима государственная поддержка в целях возрождения традиционного кошмоваляния - как в целях сохранения одного из видов традиционного народного творчества, так и в целях развития социального предпринимательства на селе.
Например, та же неправительственная организация - общественный фонд “Дала арулары - Женщины степи” - готова к сотрудничеству и с коммерческими структурами, и с финансовыми институтами, и с государственными учреждениями с целью реализации регионального проекта по созданию ресурсных центров, которые будут совмещать в себе и пункты приема шерсти от населения, и в то же время служить центрами обучения женщин кошмоделию. Причем на первых порах деятельность ресурсного центра не будет ставить целью извлечение прибыли, а будет служить целям возрождения кошмоделия как народного ремесла, создания центра предпринимательства на селе. Было бы неплохо также организовывать городские тематические ярмарки, посвященные искусству войлока.
Астана |