|
Ольга Шишанова
Во Дворце независимости состоялся торжественный вернисаж под девизом “Бата - не теряя истоков”, открытие которого предваряла презентация новой галереи под кураторством Маржан Абильдиной
Международный благотворительный фонд GLOBAL ART представил лучшие, по их мнению, работы 25 известных художников из Казахстана, живописные произведения юных дарований из Карагандинской художественной школы и несколько произведений мастеров из Великобритании, Германии и Франции. Все они, по мнению организаторов, отразили тему взаимодействия современного искусства и многовековой нравственной культурной традиции казахского народа - Бата.
Как рассказала куратор вернисажа Маржан Абильдина, “это первое арт-событие для фонда GLOBAL ART, которое проводится в поддержку изобразительного искусства в Казахстане”, а также в рамках интеграции казахского изобразительного в мировое художественное искусство. Проект нацелен на прямой эмоциональный диалог между художником и зрителем, основой которого для зрителя “должны стать личные ощущения и жизненная позиция художника”.
Иначе говоря, картины, скульптурные статуэтки, чии, войлочные ковры, что представлены на вернисаже, - это те посредники, с помощью которых и происходит общение “на тему добра, трудолюбия, милосердия, отзывчивости и любви”. А еще это рассказ каждого художника о своем мироощущении, о своем народе, о тех незыблемых нравственных культурных ценностях, которые нельзя забывать.
Как говорит Маржан, Бата - это связь между прошлым, настоящим и будущим казахского народа. У выставки далеко идущие планы - перед публикой ставится вопрос о том, какое место сегодня занимают эта связь и исторические коды в жизни современных казахстанцев. Объединяет ли их это либо служит другим целям...
Впрочем, судить зрителям, которые пришли на встречу со своими любимыми авторами, заодно решив познакомиться с новыми именами. А их, прямо скажем, немало. Из известных и узнаваемых - Калиолла и Райкуль Ахметжан, Бахытнур Бурдисбеков, Гульмира Тельгозиева, Тохтар Ермеков и Замзагуль Оралбаева, Валерий Пирожков и Динара Нугер, словом, те, кто давно и прочно ассоциируется с художественной жизнью республики. Например, Калиолла, известный как знаток военного дела и вооружения кочевников, увлекается историей уже более 30 лет, а его истории о далеких временах, которые он рассказывает с помощью тематических картин, графических эскизов, художественных реконструкций и книжных иллюстраций, давно покорили не одно поколение любителей прекрасного в искусстве.
Художница и дизайнер Райкуль Ахметжан, окончив знаменитое Строгановское училище в Москве, создает великолепные чии, издавна незаменимые в быту у казахов. Эти поистине творческие всплески красоты, всегда украшавшие юрты, и сегодня востребованы в современных интерьерах.
Замзагуль Оралбаева, мастер техники мокрого валяния, как всегда, продемонстрировала свое очередное художественное произведение - войлочную “картину”, созданную накиданной слой за слоем воздушной овечьей шерстью. Получилось очень впечатляюще, объемно, как, впрочем, все, что выходит из-под умелых рук мастерицы. По ее словам, этому искусству она училась у художницы Галины Гончаровой.
Изумительный мастер керамики Валерий Пирожков - из старой школы мастеров, художественным обликом которого сегодня дышит правый берег Астаны. Его так называемые малые формы архитектуры - необычные верблюды, симпатичные дети, кудрявые барашки, вольные стрелки. Сделаны они все из бетона, причем белого цвета, что придает уголкам города, где они установлены, неповторимый и легкий вид.
Имя Гульмиры Тельгозиевой запомнилось любителям прекрасного по декоративным работам еще 90-х годов. Арт-критики с тех пор постоянно говорят об ее интуитивном чувстве понимания искусства, которое и помогло Гульмире найти свой путь, отличный от других мастеров холста и кисти.
Ее по-прежнему привлекают неброские, даже домашние мотивы: сады, домики, старые улочки, цветы, деревья, животные... И она действительно умеет одушевить, вселить живую душу, найти красоту в том, мимо чего мы проходим каждый день, отвлеченные суетой и спешкой.
Что же касается молодых имен, то здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить такой новый талант, как Асель Амангельдинова, которая работает в технике старых мастеров - гладкой живописи. Ощущение, что юная художница не пишет картины, а буквально фотографирует их. Так могут подумать те, кто не знает, какой серьезный труд стоит за каждым произведением, и как сейчас немного тех художников (а их почти нет!), которые предпочитают технику, в которой создавали свои произведения великие Тициан, Рафаэль, Караваджо. Сегодня Амангельдинова, несомненно, один из самых перспективных живописцев Казахстана. Асель учится в Национальной академии искусств, а поклонники ее творчества ее так и зовут - “юная реинкарнация Рафаэля”.
Художников из дальнего зарубежья оказалось всего трое. Так, Франция была представлена обладательницей золотой медали в Версале Мартин Ривази-Оффан, Германия - Астрид Банжав, Великобритания - Гаретом Стампом. Их работы, явно отличные от казахстанских произведений, были выполнены в различных техниках, тем не менее все они органично вписались в концептуальное решение выставки, которое потребовало специального пространства, в первую очередь, неординарности архитектуры, способствовавшей реализации идеи проекта. Таким пространством, по мнению Маржан, заслуженно стал столичный Дворец независимости. Именно его современная архитектура позволила создать атмосферу “мультимедийного пространственного храма”, вмещающего в себя многие жанры станковой живописи - портрет, пейзаж, жанровые и исторические композиции. А также фото, графические работы и особенно произведения декоративно-прикладного искусства, которые, как известно, весьма требовательны и капризны к окружающему пространству не только во времена Рафаэля, но и сегодня.
Астана |