|
Вдохновение искусством
В Астане прошел XVI Международный фестиваль творческой молодежи “Шабыт”, на котором свое мастерство демонстрировали не только казахстанские умельцы, но и таланты из России, Беларуси и Украины.
В этом году участники соревновались по шести номинациям. Среди них изобразительное искусство в этом году было представлено скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Например, на конкурс в жанре скульптуры были представлены роскошные произведения станковой скульптуры, малой пластики, проекты монументальных скульптур. Жанр декоративно-прикладного искусства дал возможность полюбоваться на изысканные работы ковроткачества, гобеленов, чиев, ювелирных изделий, батика, войлока, декоративных и музыкальных инструментов.
Кроме творческих встреч, тренингов и мастер-классов, которые преподали юным художникам мэтры искусств, у участников также была возможность побывать на экскурсиях по Астане и творческих встречах - организаторы серьезно подошли в этом году к составлению культурной программы. Так что конкурсанты и свободное время на “Шабыте” провели с пользой для себя, что, по их собственному признанию, “даст им толчок к новым творениям”.
Добавим, что в конкурсе приняли участие студенты художественных училищ, институтов, академий, а также учащиеся художественных школ. Всего на суд жюри и зрителей было представлено около 228 работ.
Ольга Шишанова
Астана
Территория Памяти
В Алматы в музее искусств имени А. Кастеева проходит выставка “Территория Памяти/Жоктау”, посвященная жертвам массовых политических репрессий 30-х годов в СССР, неотъемлемой частью которых была Казахская ССР.
В своих работах, представленных на выставке, авторы выражают свое отношение к трагическим событиям тех лет, у многих из них репрессии коснулись непосредственно их семей.
Большой интерес представляют выставленные воспоминания репрессированных, архивные документы, которые были использованы в композициях Р. Нурекеева “Кулагер”, посвященной И. Джансугурову, автору легендарной одноименной поэмы; В. Калиева “О депортации корейцев” и др. На выставке также представлены работы репрессированных художников из фондов музея таких как Х. Ходжиков, К. Ходжиков, В. Стерлигов, А. Черкасский, В. Эйферт и др. Трехмерная инсталляция в композиции А. Кадырхановой “Машина”, которая отражает идею - безликость жертв и равнодушие их палачей, производит особенно сильное впечатление. Простая пишущая машинка является орудием массовых арестов и трагедий почти в каждой советской семье.
Посетители могут оставить свои пожелания и воспоминания в Книге Памяти, протянуть свою нить в Ковре Памяти в память о безвинных жертвах тоталитаризма. Я протянула нить воспоминаниями своей матери, дочери Утебая Турманжанова, основоположника казахской детской литературы. После многих лет, проведенных в лагерях ГУЛАГа, мой дедушка со своей семьей жил на поселениях в Сибири. По соседству с ними жила семья Г. Мусрепова и других представителей казахской интеллигенции. Чтобы выжить, им, включая маленьких детей, приходилось заниматься тяжелым физическим трудом. Не все вернулись... Светлая им память!
Благодарю благословенную
землю казахов
Также в музее искусств имени А. Кастеева проходит персональная выставка Шихдурды Орадова, заслуженного деятеля искусств Туркменистана. Экспозиция представляет два раздела - ранние произведения, созданные художником в Туркмении, и последних лет, написанные в Казахстане.
Основу его искусства составляет преданность национальной тематике. Свой специфический “местный колорит” складывается из конкретных жизненных наблюдений. Краски, композиционные особенности и сам характер лиц и фигур - все это не выдумано, все это естественно и взято из окружающей его среды. Он органично воплощает в произведениях жизнь своего народа. Картины художника пронизаны любовью и теплом к своей родной земле, туркменскому народу, его традициям и обычаям. Перед зрителем предстают Каракумы весной и осенью, в разное время суток; жизнь простых людей и их нелегкий труд, красавицы-туркменки в национальных одеждах и др.
Шихдурды Орадов родился 17 июля 1941 года в ауле Дурун Бахарденского района Ашхабадской области. С 1987 по 1992 год возглавлял Союз художников Туркмении, являясь председателем правления. В 1989-м под его руководством впервые был проведен большой региональный форум по прикладному искусству Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде.
Цвет в его работах является основным элементом построения картинного образа, доминирует над рисунком, а декоративность и плоскостность изображения являются следствием понимания формы как цветового пятна, почти лишенного объема. В произведениях последних лет художник прибегает к более многослойной, фактурной, порой “сплавленной” живописи, к более сложной красочной оркестровке, к приглушенному - при всем богатстве - колориту. Выставка со всей полнотой показала колористическое дарование Ш. Орадова, его умение согласовывать сложные цветовые и ритмические отношения, комментирует искусствовед К. Мукажанова. Жить вдалеке от родной страны не просто для Шихдурды. Он очень тепло отзывается о казахской земле: “Я доволен своей жизнью. Нигде, кроме Казахстана, я бы не смог найти такой жизни. За это благодарю благословенную землю казахов”.
Зауреш Альшерова |