|
Ольга Зорина
Табун из Шымкента
Одним из участников и победителей VII Ташкентской Международной биеннале современного искусства Different cultures - one world стал представитель популярной в Казахстане группы “Кызыл трактор” Смаил Баялиев. Художник, покоривший вслед за Европой и Азией и столицу страны своими пространственными войлочными композициями, привез в Ташкент масштабную конструкцию из кошмы под названием “Табун”
Композиция представляла собой несколько лошадиных голов разного объема, создающих в вертикальной инсталляции ощущение мощного дыхания, движения и жизни.
Провезти, однако, все эти предметы через таможенную границу было не так просто, несмотря на наличие официального приглашения. Оказалось, что надо было заранее оформить документы на предметы современного искусства. В общем, целые сутки Смаилу пришлось провести в Сарыагаше, пока куратор Роза Абенова “бомбила” все необходимые инстанции для того, чтобы ему дали зеленый свет на Ташкент.
- На следующий день на таможне меня уже встречали с улыбкой и рукопожатиями, и вход для нашей машины был открыт, - рассказывает Смаил. - Но тут вышла еще одна история: как только я подъехал к выставочным залам Ташкента и выгрузил прямо на земле все свои объекты, организаторы биеннале, испугавшись такого масштаба, предложили мне разместить конструкцию на улице. Я, конечно, планировал подвесить головы к потолку, но пришлось на месте сориентироваться и расположить объекты на земле. Зато перед самым входом в зрительный зал был мой табун, а когда пошел дождь, от кошмы появился такой сильный запах, что никто не мог пройти мимо без какой-либо реакции. И в этом я тоже вижу интерактивную силу современного искусства.
Свой комментарий по поводу того, что представляют собой проекты Смаила Баялиева и почему кураторы разных стран заинтересованы в искусстве группы “Кызыл трактор”, рассуждает идейный вдохновитель и гуру этого арт-коллектива Виталий Симаков:
- Смаил любит делать объемные пространственные формы и использовать для этого кошму - теплую, как лошадиная кожа. У этого материала уникальная необычная фактура. Когда Смаил и Саид Атабеков ставили в Астане инсталляцию из войлока, то произвели большое впечатление, потому что данная фактура очень контрастирует с окружающей нас средой - камнем, глянцевыми поверхностями, никелированными вещами, блестящими автомобилями. Эта войлочная теплота возвращает нас в то первобытное состояние, к тем временам, когда просыпается в нас дух степи. И такие объекты надо создавать, чтобы не потерять свое лицо, чтобы техническая цивилизация не поглотила нас полностью.
В этом плане у Смаила очень удачный проект: сразу возникают ассоциации, будто рядом пробегает табун лошадей со своими криками и рычанием... И внутри все вздрагивает, комплексы исчезают, будто душа раскрывается.
Большинство не создает таких объемных внушительных проектов. В основном делают свои работы в обычном варианте - из глины, бронзы и так далее. Конечно же, наши художники имеют много затрат на такие объекты, но в то же время и эффект очень сильный.
Я знаю, когда Смаил создает свои необычные скульптуры, его душа и поет, и старается, и радуется, и стонет... И все это вместе сливается. Он сам вырос в ауле и сейчас часто выезжает туда. Он эти эмоции знает, и они передаются через его работы. И кураторы должны чувствовать таких людей и находить для них возможность дальше развиваться.
Роза Абенова, которая курировала Смаила, помогла ему полностью подготовиться к этой выставке, и хотелось бы от всей художественной общественности сказать ей спасибо за это. Она понимает, что лицо Казахстана за рубежом можно показать достойно. Большую поддержку нашим художникам оказывают и московский галерист Марат Гельман, и здесь, в Алматы, Игорь Слудский. Есть идеи показать наши проекты в Санкт-Петербурге и Лондоне.
Шымкент |