|
Ольга Шишанова
В столичном Музее современного искусства состоялся вернисаж “Краски родного края”. Более 30 картин, созданных с 1985 по 2013 год кистью художника, члена Союза художников РК, академика Академии художеств РК, члена Союза журналистов РК Жанузака Мусапира, могли увидеть его поклонники
Мало кто знает, что прежде чем стать художником, Жанузак посвятил себя телевизионной журналистике. Он был режиссером телеканала “АТД” в Алматы, главным редактором и директором телеканала “Рахат”, с 2007 по 2009 год замещал директора информационных программ в агентстве “Хабар”, с 2009 по 2013 год работал в Дирекции информационно-аналитических программ АО “РТРК “Казахстан”, а с 2013 года стал заместителем директора телеканала “Мәдениет”.
В течение десяти лет выходила его программа “Інжу маржан” на телеканале “Рахат”, которая знакомила зрителей с творчеством известных общественных деятелей, поэтов, писателей, деятелей культуры и искусства.
Но, как говорят, талантливый человек талантлив во всем. Вот и Жанузак Керимбекович выступил еще и в качестве одного из авторов сценария, оператора и режиссера в 8-серийном фильме, посвященном 200-летию Махамбета Утемисова. Фильм, созданный в соавторстве с известным композитором Каршыга Ахмедьяровым, был награжден Государственной премией имени Утемисова.
А теперь вниманию ценителей прекрасного он предлагает свои художественные работы. Это картины этнографического характера, отражающие жизнь и быт казахского народа: “Мейірім”, “Құрт жайған келiншектер”, “Ши”, “Көкпар”, “Қобыз сараны”, “Мешіт”; портреты “Әкем” и “Автопортрет”; натюрморты “Шырын, “Терезе алдындағы гүл”, “Қыр гүлi”. И, конечно, природа родного края: пейзажи “Қүз”, “Балықшы”, “Арал қасiретi”, “Астықты алқан”, “Мұнайлы - Өлке”.
Кстати, не так давно персональная выставка художника прошла в городе Кокшетау, где он также придерживался близкой ему тематики - природы родного Казахстана, которая для живописца выражена как в нефтяных вышках Мангыстау, так и в привычных для любого казахстанца пейзажах Борового; как в степях Сарыарки, так и в реках Жетысу, откуда родом сам мастер. Очень гордится художник и портретом отца, который он, по собственному признанию, написал за 15 минут.
Но где бы ни проходили его вернисажи, взгляд посетителей неизменно привлекают насыщенные натюрморты, величественные снежные горы Алатау, холмы Синегорья и водная синева Арала и Балхаша. Пишет художник и на исторические темы. Таковы его картины “Победа Абылая” и “Абылай хан”.
Вот что он сам говорит об этом: “Дух, аруах великого Абылая, сподвиг меня на вдохновенное творческое начало, я посчитал своим художественным долгом отразить свое видение нашего далекого предка, даже в те давние времена сумевшего высоко поднять знамя независимости казахских родов. Без побед великого хана, без его силы и власти, объединившей нас, казахов, мы бы не состоялись как единый этнос”.
По словам живописца, при подготовке к написанию картины у него уже сложился образ Абылай хана в голове. “Это должен был быть сильный, волевой мужчина, как скала. Поэтому, когда художник приступил к его изображению, вокруг вдруг почувствовалась особая атмосфера, которую можно было бы сравнить с рассказами об Абылай хане”.
“Художники - народ молчаливый, а тележурналисты, напротив, разговорчивы. Вот и приходится совмещать “коня и трепетную лань”, поскольку сейчас я готовлю новостные блоки канала “Мќдениет”: в день по два часа вещания, из которых 70 процентов вещания на казахском и 30 процентов - на русском языках. Я - менеджер ТВ, работы очень много, но для уединения, творчества время нахожу всегда. Часто перечитываю “Абай жолы” Мухтара Ауэзова - для меня это еще один источник вдохновения. Тридцать лет со мной рядом моя муза, моя любимая верная жена Раушан. Именно она так организует мой быт, что я все успеваю. Жить в гуще событий, успевать творить для людей, радовать их, радоваться самому - для меня это и есть счастье творчества и жизни. Мы, художники, видим мир иначе, по-своему, порой то, что невидимо всем остальным...” - рассказал Мусапир в ходе презентации выставки.
Может, поэтому, несмотря на то, что многие его картины передают величественные мотивы, в них всегда есть место грусти и ностальгии. Ведь порой и правда, мы так часто не замечаем простых, но, в то же время таких важных и прекрасных вещей. “Вспомните, когда в последний раз вы с упоением наблюдали, как восходит солнце, как оно садится и как с утра распускаются ромашки. Мы забыли, кто мы есть. Мы забыли, как радоваться простой и в то же время невероятно восхитительной природе, а ведь мы ее неотъемлемая часть, нужно помнить об этом. Я стараюсь чаще выбираться на природу, сидеть на берегу реки и просто мечтать”, - делится художник своими мыслями.
Причем не только на выставке, эти такие его мысли предназначены и для нашей повседневной суетливой жизни. В которой, тем не менее, всегда есть и должно быть место удивлению и созиданию.
“Я считаю, что творческому человеку, тем более художнику, обязательно нужно иногда бывать в одиночестве. Творчество, будь то писательство или что-нибудь еще, требует невероятной концентрации и сосредоточенности. К тому же одиночество - это замечательная возможность подумать, созидать и создавать что-то прекрасное. Я знаю, что многие боятся одиночества, безосновательно полагая, что оно постепенно ведет к разрушению внутреннего мира. Мне кажется, что все, что нам дается свыше: одиночество, страхи, какие-то счастливые моменты - все это нужно учиться использовать на благо себе и окружающему миру”, - уверен Жанузак.
Его девиз: “Если вы счастливы, то поделитесь этим счастьем; если вам плохо, расскажите об этом, напишите книгу. Уверен, найдутся люди, которые вас поймут и помогут”.
Астана |