|
Ольга Шишанова
В Астане прошел фестиваль японского кино, на котором Страна цветущей сакуры в очередной раз - восьмой год подряд - продемонстрировала пять кинолент различной жанровой направленности
Первый фестиваль японских фильмов состоялся в 2005 году, когда зрителям показали три кинофильма. Сегодня их уже пять. Новый Посол Японии в РК
Камохара Масаеси выразил надежду, что все представленные на суд казахстанских кинозрителей японские картины разных жанров позволят в полной мере “с удовольствием окунуться в мир японского кино”. Однако надо признать, что подобными “праздниками души” - как фильмами, так и другими видами искусства, присущими только этой далекой и загадочной стране, казахстанцы не избалованы. А жаль, потому что Японии есть, что продемонстрировать в Казахстане с точки зрения искусства и культуры. Недаром накануне премьеры в рамках фестиваля показательное выступление с японским мечом “катана” первого секретаря и атташе по вопросам обороны Посольства Японии в РК
Такаты Хирофуми вызвало настоящий фурор среди присутствующих зрителей, с неослабевающим интересом следивших за отточенными движениями “живого самурая”.
Да и тот же кинематограф, который развивался под влиянием театра “Кабуки” и других видов традиционного искусства Японии, параллельно принимал современный вид. При этом одной из отличительных особенностей японского кино стала своеобразная эстетика, которую невозможно отыскать в лентах иностранных режиссеров или сценаристов.
Сегодня по-прежнему японское кино востребовано в мире. Доказательством служат фильм Такеши Китано “Салют”, кинолента Канэто Синдо “Жажда жизни” и родоначальник анимационных фильмов, все больше завоевывающих популярность в последнее время среди молодежи, - “Унесенные призраками”, получивший премию “Оскар” в номинации “За лучший полнометражный фильм”.
В рамках нынешнего фестиваля, как уже упоминалось, представлено несколько кинолент, которые, по признанию японского посла, были отобраны для казахстанского зрителя с учетом их востребованности среди самих японцев.
Открытие фестиваля стартовало показом драмы “Всегда: закат на третьей улице 64-го”. Почему-то японскому режиссеру Такаши Ямадзаки, создателю этого фильма, угодно было назвать его драмой. Хотя по сюжету зрителю довелось встретиться с веселыми и по-японски трогательными персонажами киноленты, пережить вместе с ними их “животрепещущие проблемы” в период проведения Олимпиады в Токио в 1964 году.
На следующий день было показано сразу четыре фильма. Это кинокомедия “Счастливый полет”, обладатель специального приза жюри токийского Международного кинофестиваля в 2002 году “Отель Гибискус”, короткометражный анимационный фильм “Голос далекой звезды” и драма “Жена Гэгэгэ”.
“Счастливый полет” режиссера Синобу Ягути повествует о тех сторонах авиации, о которых обычный пассажир даже не подозревает. Действие фильма разворачивается в аэропорту и на борту самолета. Обычный рабочий день, обычный рейс - самолет взлетает по расписанию и направляется в Гонолулу. Для Кадзухиро, помощника командира корабля, этот полет - последний экзамен на пути к должности командира корабля, а для стюардессы Эцуко - первый международный рейс. Однако по техническим причинам самолету приходится вернуться обратно в Японию...
Эпиграфом к короткометражному анимационному фильму
“Голос далекой звезды”, пожалуй, могут служить слова главной героини фильма Микако: “Мне всегда казалось, что мир - это куда доходят волны мобильного телефона”. Действие фильма Синкая Макото происходит в 2046 году, ознаменованном открытием руин чужой цивилизации на Марсе. Человечество, совершившее гигантский скачок в технологии, планирует на следующий год отправку космической экспедиции. Микако и Нобору - старшеклассники. Но, если следующей осенью Нобору продолжит учебу, то Микако признана достойной присоединиться к космической экспедиции.
Получасовая новелла затрагивает основные темы, присущие творчеству Синкая, к которым он обращается во многих своих произведениях. Это темы любви, разлуки, расстояния и страха одиночества. Таким образом, “Голоса далеких звезд” - это история о любимых, разделенных пучинами космоса, единственным каналом общения которых служат послания SMS. Кстати, другие фильмы этого действительно заслуживающего внимания режиссера - “Девушка и кот”, “За облаками”, а также “Пять сантиметров в секунду” - поднимают те же самые вечные вопросы. Добавим, что фильм практически создан одним человеком - аниматором и режиссером Макото Синкаем.
И, наконец, драма “Жена Гэгэгэ” режиссера Такудзи Судзуки рассказывает о юности Сигэру Мидзуки, автора знаменитого комикса “Гэгэгэ-но Китаро”, в жанре “екай” (комиксы о сверхъестественных существах) и его жены Нуноэ Мура. Фильм снят по автобиографии Нуноэ Мура, но ограничивается тем периодом, когда молодой художник и его жена сообща начинают прокладывать путь в жизни, пытаясь выбраться из нищеты и утвердиться в столице.
Астана |