|
Аселя Малайбекова
Шедевры оперного искусства теперь на экране оранжевого зала кинотеатра “Арман”. Жители и гости яблочного города смогут познакомиться со всеми издержками классического жанра, увидеть самые зрелищные постановки со всего света. И все это, что называется, “не отходя от кассы”
На этой неделе состоится показ оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Опера в трех действиях, основана на одноименном романе в стихах А.С.Пушкина, представлена на Зальцбургском фестивале. Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.
Идея создать оперный вечер принадлежит Юрию Петровичу Аравину, который в свою очередь просто предложил свою мысль дирекции кинотеатра “Арман”, они поддержали инициативу и вместе организовали такого рода оперный сезон.
Оперные встречи существуют уже четыре года, точнее сказать - четыре сезона. И за три прошедших года на экране оранжевого зала прошло около 120 оперных, балетных спектаклей и концертных программ. Полное название мероприятия - “Шедевры оперного искусства на мировых сценах”, встречи проходят каждую субботу.
|
Сцена из оперы “Евгений Онегин” |
Конечно, задачей оперного субботника является приблизить современное общество к основам жанра, наивысшего полета классической музыки и танца. Особенность такой встречи заключается в том, что зрители могут познакомиться с мировыми сценами, такими как Ла Скала в Милане, Королевский Ковент-Гарден в Лондоне, Сидней-опера, Опера-Комик - Театр комической оперы в Париже, Мариинский театр Санкт-Петерурга и с другими.
Вся прелесть этих программ состоит в том, что мы знакомимся с самыми разными режиссерскими версиями, интерпретациями, порой просто поражающими своей смелостью, перенесением изначального вида оперы в современный. Это очень увлекает. К примеру, когда Моцарт звучит сегодняшним днем или “Кармен” становится оперой предвоенных лет в Испании. Или “Лебединое озеро” Чайковского подается в современной трактовке - исполняется мужской труппой...
Но самое необычное - если в театре, как ни крути, мы сидим на одном месте и смотрим все одним планом, то здесь мы можем наблюдать двойную режиссуру. Первая - это оперная режиссура постановки, вторая - режиссура съемки на оперной сцене. В результате у зрителя появляется шанс рассмотреть каждую мелочь - мимику, украшения, декорации, вплоть до задней части сцены. А когда играет увертюра, мы видим солирующего исполнителя, взмахи дирижера. Именно разноплановое восприятие имеет наибольшее воздействие, при этом появляется сопереживание, сотворчество сцены и зрителя, а это очень важный аспект в музыкальном искусстве.
Одно время на оперной сцене Ла Скала частенько устраивались просмотры спектаклей для малоимущих людей. Открывался занавес, а там экран во всю сцену, и на нем шла постановка, отснятая лишь одной камерой. И когда заканчивался спектакль на экране, артисты выходили на поклон, как будто бы к авансцене, а из зала на сцену поднимались зрители и приносили цветы.
Еще одна особенность оперной встречи - знакомство с известными режиссерами, музыкантами и танцорами.
На сегодняшний день у оперного знакомства сложившаяся публика, все друг друга знают, но это своя аудитория, воспитанная в свое время на классике жанра.
Основной миссией Юрия Петровича является модуляция зрителей: погрузить их в искусство и отстранить от урбанистической системы жизни. В опере время останавливается, остановить мгновение - это самое удивительное свойство оперного искусства.
К большому сожалению, опера претерпевает упадок интереса среди молодежи. И в большинстве случаев в этом повинно телевидение. Воспитание идет на образцах ширпотреба, суррогата, бездуховности и безнравственности. “Культура в школе начинается с учительской, а в театре она начинается с вешалки”. То, что молодые люди вышли из параметров культуры, вина также и старшего поколения.
Оперу нельзя просто слушать, ее необходимо смотреть, поскольку это синтетический жанр. Театр требует обязательного вхождения в условность атмосферы, в которой все внимание фокусируется на сцене.
В эту субботу на экране кинотеатра “Арман” пройдет опера “Евгений Онегин” - непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма, и центром оперы является сложная, впечатляющая сцена письма, которую композитор написал первой и вокруг которой строится весь “Онегин”. Героиня, Татьяна, пишет Евгению письмо, в котором признается ему в любви. Евгений говорит ей, что не может ответить взаимной любовью, не может жениться. И в результате трагедия.
Но самое интересное, что похожая ситуация также произошла в жизни самого композитора. Весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую Чайковский едва мог припомнить. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви. И он поступает так же, как поступил Онегин: пишет вежливый, холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней 6 июля 1877 года. Но уже три недели спустя бегством спасается от брака.
В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И. Чайковскому взять “Евгения Онегина” А.С. Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что “Онегин” - “святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает. |