ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Свидетели древности Культура

Ольга Шишанова
В Астане в Российском центре науки и культуры при поддержке и непосредственном участии первой столичной галереи современного искусства “Шежире” открылась уникальная выставка “Наскальное искусство Хакасии и Алтая”

На вернисаже представлено более 70 эстампажей (тканевых копий с каменных оригиналов) древних наскальных рисунков из фондов Хакасского национального краеведческого музея, а также из личных коллекций исследователей истории родного края - кандидата физико-математических наук Сергея Нарылкова и доцента кафедры архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета Елены Назаренко.
Среди выставленных артефактов, от которых, кажется, так и веет седой древностью, особое место заняли каменные изваяния и стелы с изображениями загадочных антропоморфных личин, фантастических существ и сакральных знаков-символов, датируемых концом III и началом II тысячелетия до н.э., так называемых представителей окуневской археологической культуры.
alt
По мнению ученых, такие стелы с фантастическими рисунками - явление исключительное, не имеющее аналогов в художественной практике других эпох и других территорий. Примечательно, что и подобной выставки в Казахстане еще не было.
Второй хронологический пласт изображений, представленных на вернисаже, связан с эпохой раннего железного века. Наскальные рисунки, выполненные в скифском зверином стиле, отражают целую эпоху в истории евразийских степей. Нанесенные на каменную поверхность эпитафии и заклинания енисейского рунического письма относятся, по словам директора галереи “Шежире” Розы Жусуповой, к средневековому периоду и являются неотъемлемой частью художественного пространства и культурно-исторического ландшафта енисейских степей. “Древнее наскальное искусство изумляет своей особой манерой исполнения изображений, завораживает загадочностью представленных образов, удивляет сложностью символом, знаков композиций и тайной тюркских рунических надписей, над расшифровкой и интерпретацией которых ученые бьются уже не одно десятилетие”, - рассказала она в ходе демонстрации эстампажей.
alt

Кандидат физико-математических наук Сергей Нарылков

Действительно, петроглифы - это загадочное эхо древности, которое доступно нашему восприятию и несет с собой магическую тень веков, что в символах и знаках дает вдохновение художникам и пищу ученым умам. Но что мы знаем сегодня о наскальных рисунках - этих молчаливых свидетелях древности, кроме того, что они были, есть и будут настоящим магнитом для археологов, исследователей и посетителей музеев? Так и древнейшая история народов Центральной Азии еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, вот разве что наскальные рисунки, эти листы “каменных книг”, помогают проникнуть в глубь тысячелетий.
“Думаю, что будет очень интересно посмотреть эту выставку не только современным казахам для того, чтобы в большей степени понять свою историческую принадлежность, культуру и традиции своей страны, но и всем казахстанцам”, - поделилась своим мнением Елена Назаренко, “куратор” алтайских наскальных надписей. Также она отметила, что “сегодня горную местность Алтая делят четыре государства: Россия, Китай, Монголия и Казахстан”, которым, по ее мнению, “присуща в той или иной степени общая культура и общие исторические периоды”. “Например, есть символика, очень идентичная у Алтая и Дальнего Востока, есть мифология, которая передается рисунками на Алтае, в европейской части России, Индии, потому что через Алтай проходил Шелковый путь, и сам Алтай можно рассматривать неким древним плавильным котлом, в котором формировались отдельные этносы”, - дополнила она.
Более того, Алтай - это поистине место уникальных и многочисленных памятников, и наскальные рисунки - лишь часть их. “В Алтае на этих храмах под открытым небом наши предки оставили очень много информации для нас, они очень хотели поделиться своими победами, поражениями, своими богатствами, своей жизнью. Поэтому Алтай нужно рассматривать в более широком понимании”, - сообщила Елена Назаренко, полагая, что именно с Алтая произошло зарождение цивилизации. “Племена уходили на отдаленные расстояния и формировали там свои государства. С собой они брали культуру, а исторические корни оставляли на родине, на Алтае”, - добавила она.
alt
Но мир велик. И другие изображения в других местах для специалистов не менее важны и уникальны. Например, Хакасия - живописный и гостеприимный, суровый и овеянный сказаниями и легендами край. Здесь на один квадратный километр приходится самая высокая концентрация древних памятников археологии разных эпох.
С одной стороны, это неотъемлемая часть Великой степи, поэтому сюда так или иначе доходили все достижения человечества. С другой - Хакасия настолько изолирована, что не подвергалась случайным сторонним воздействиям, и по-настоящему серьезную известность этому краю принесло открытие на скалистых берегах Енисея тюркской рунической письменности.
Что в них удивляет, так это отсутствие лишнего в изображениях. Как рассказал Сергей Нарылков, “когда знакомишься с изобразительным искусством древних, понимаешь, что в видении художников наскальных рисунков есть какой-то кинематографический стиль. Они фиксировали объекты одновременно сверху и в профиль, в движении и в перевороте - изображения существ, воплощающих в себе целый космос, интригуют, а мы воспринимаем все на уровне произведений искусства”.
Именно такие работы - копии с наиболее монументальных памятников древнего наскального искусства из Хакасско-Минусинской котловины: петроглифы с гор Седловина, Тепсей, Суханиха, Оглахты, Шалаболинской, и Боярской Большой и Малой писаниц, курганных камней и изваяний - были отобраны для представленного вернисажа.
Добавим, что сегодня в 120 странах насчитывается около 140 тысяч памятников древнего художественного промысла, а общее число обнаруженных доисторических рисунков, многие из которых, если не все, не разгаданы до сих пор, приближается к 35 миллионам. Есть предположение, что авторами примерно 70 процентов наскальных рисунков могли быть охотники, а остальные были созданы земледельцами и скотоводами. Что же касается Казахстана, не случайно петроглифы Тамгалы, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и другие петроглифические центры республики до сих пор таят в себе мощь мировых сакральных сил и энергий, что позволило стать этим территориям одними из древнейших центров формирования современных этносов.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение