ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Говорим красиво! Культура

Аселя Малайбекова
Красноречие - одно из древнейших искусств в мире. Во все времена люди учились ораторскому искусству. Ведь кто не хочет, чтобы его слушали внимательно, затаив дыхание?
Юрий Аравин, музыковед, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, член Союза композиторов РК и Союза музыкальных деятелей РК, чья творческая деятельность тесно связана с музыкальной культурой Казахстана, открыл секреты и рассказал о том, с чего необходимо начать, чтобы впоследствии влюблять в себя аудиторию

- Юрий Петрович, расскажите подробнее об искусстве красиво и правильно излагать свою мысль.

- В данном случае я музыковед-просветитель, и эта деятельность неизбежно сопряжена с ораторским искусством. Сейчас, в наше время, ораторское искусство как-то забыто. Но мне повезло - я учился у своего отца. А отец учился в московской консерватории, и у них была риторика - высший класс ораторского искусства. Когда он выступал на площади возле Вознесенского собора, не было микрофонов, он голосом накрывал площадь.
Это было потрясающе, вот это большое искусство. Конечно, я не могу соперничать с моим отцом, все-таки это была старая школа, высший пилотаж. Но в то же время я многое перенял от него. Большая ответственность при работе с большой аудиторией - не только то, что ты говоришь, но и как ты говоришь. И не только как ты говоришь, но и как ты выглядишь, как ты движешься, что делает твое тело - это невербалика, очень сильное выразительное средство. И ораторское мастерство заключается не только в умениие владеть техникой речи, но и невербаликой - владеть своим телом, взглядом, позой. Это колоссальная сила воздействия.
alt
- Получается, что это психология?

- Конечно, ораторское искусство включает психологию как неотъемлемую составляющую часть.
- Почему так важно говорить красиво?
- Потому что материал предопределяет способ обработки. О чем это я говорю? О прекрасном. Соответственно, и изложение этого материала также должно быть прекрасным. Это обязательно. Нельзя говорить казенной, бездушной речью о высоком искусстве. Речь должна быть одухотворенной, поэтичной, возвышенной.
- Как и в любом виде творчества существуют свои каноны, а вот в ораторском мастерстве какие правила?
- Безусловно, они есть. Но в искусстве вообще парадоксально воздействует правило - отсутствие правил. Как и люди делятся на две категории, так и их профессии. Для одних все должно быть правильно, точно - это бухгалтерия, юриспруденция, правопорядок. И люди выбирают эти профессии, потому что они любят пункты, порядок. А в искусстве не то хорошо, что правильно. Но правильным должно быть то, что хорошо.
И если вы рассмотрите творческий путь многих художников, поэтов, театральных деятелей, то они все нарушали правила. Учились на правилах для того, чтобы потом их нарушать. Что-то новое - это не принципиально именно новое, а просто новый порядок уже известных нам вещей. Поэтому изначальные каноны нужны для начинающих, но есть и, конечно, основополагающие правила даже для мастеров - это психологические установки положительного отношения к аудитории.
Но в то же время это актерское мастерство, это игра. Если у меня паршивое настроение и в этот же день мне надо будет вести концерт, я просто выйду на сцену и буду работать в хорошем настроении. Мне достаточно сказать первое слово правильно, сложить руки и послать энергетический поток публике, и все, аудитория твоя. И многие правила не подчиняются канонам, потому что все зависит от ситуации.
- Достаточно ли человеку быть просто начитанным, чтобы искусно владеть словом?
- Нет, конечно. Эрудиция нужна, безусловно. Должен быть словарный, но и фразеологический запас. Чтобы не думать, как сказать, это должно идти на автомате. Также должны быть риторически разработан голос, хорошая дикция, мелодика речи, нужно уметь работать паузами.
Паузой можно сделать гораздо больше, чем любыми словами. Иногда выйдя на сцену, сказав всего два слова, затем сделав паузу, и вот это и определяет последующий успех следующего исполнения. Пауза - это прерогатива слушателя, ты пробуждаешь в нем мысли творчества, сопереживания, возникает сотворчество. Ведь музыку создает не только композитор, исполнитель, но и слушатель, как бы в своем сердце.
- Поделитесь с нашими читателями хотя бы одним правилом ораторского искусства?
- Хороший собеседник не тот, кто интересно говорит, а тот, кто умеет слушать. Поэтому первое для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно научиться внимательно слушать, чтобы в глазах был вопрос. Уметь задавать вопросы, помогать говорящему: повторять его слова, стимулировать к рассказу - это то, что касается беседы. А на публике - актерское мастерство. Здесь и тело должно работать, и твой текст должен быть музыкальным, а это романс.
Я считаю, что попса, рэп - это полная деградация речи, выражение чувств становится механическим.
- Все-таки аудитории сильно отличаются. На Западе или на Дальнем Востоке те методики, что Вы используете, будут одинаково воздействовать?
- Есть общие законы речи, безусловно. Я бы не сказал, что на Западе существует культура речи. Но вот если взять английскую речь, она сама по себе восходящая. Даже когда англичанин говорит Hi, интонация идет вверх, она вопросительная. Это показатель культуры. Конечно, у них можно многому научиться. Но и у нас очень глубокие корни. Если говорить об ораторском искусстве, надо поучиться бы у аксакалов. Вот кто преподносит ораторское мастерство, это фантастика, как они берут аудиторию. Ведь это такие традиции красноречия. Род шаншар - пронзающий противник остротой слова. Но это объяснимо, потому что казахи - кочевой народ, и у них очень высоко развита духовная культура устной формы.
- Как избавиться от просторечия?
- Во-первых, необходимо избавиться от паразитов. Мы же не допускаем паразитов на теле - блох, вшей. Мы не допускаем паразитов в доме - тараканы, мыши. Но почему мы миримся с паразитами в речи?
Всякое мычание, урчание, журчание - от них нужно избавиться, это определяет культуру речи. Второе - в зависимости от направленности речи, уровень - социальный, деловой или интимный, это целая теория. Если на социальном, должна быть декламация, каждое слово говорится отдельно, чтобы была четкая подача текста. Так говорят политические деятели, то есть отдельными словами, давай себе возможность уже заранее продумать следующее слово, что бы не было ляпов. Необходимо включать темповые, динамические нюансы.
Нужно строго соизмерять силу голоса. Некоторые любят говорить громко, это отсутствие культуры - просто давить голосом. Но еще хуже говорить так тихо и напрягать кого-то, чтобы тот смог услышать. Нельзя ни в коем случае напрягать собеседника, а тем более аудиторию.
Конечно, к большому сожалению, всему этому у нас не учат ни в школах, ни в университетах. Нет предмета - актерское мастерство. Даже в театральном институте есть только актерское мастерство сцены, но актерского мастерства жизни нет. А Шекспир был тысячу раз прав: “Весь мир театр, и все мы в нем актеры!”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение