|
Ольга Шишанова
Накануне нового учебного года мы решили выяснить - как уживаются в одном человеке стремление привить прекрасное ко всему вокруг и надолго, соответствовать званию “Артист мира” и одновременно решать множество административных и бытовых проблем, неизбежных в жизни и работе каждого. Ректор, профессор Казахского национального университета искусств “Шабыт” и просто красивая женщина Айман Мусаходжаева согласилась поделиться тайнами своего мастерства
- Айман Кожабековна, из чего складываются будни ректора университета?
- Вы знаете, это такое необъятное море работы, которое состоит из общения с педагогами, с родителями учеников, с самой молодежью. У меня всегда при этом присутствует чувство ответственности, потому что я, во-первых, как любая женщина, забочусь о детях, думаю об их будущем. Как им дать достойное образование - вновь поступившим, как научить их той, выбранной ими, профессии, которая будет в будущем кормить их самих и их семьи. Ведь в наше время очень сложно конкурировать - каждое время диктует свои, новые стандарты. Например, профессия музыканта была очень востребована в советское время, когда были сильны и очень хорошо развиты традиции культуры, культурного воспитания, привитые нам с самого детства. А сейчас мы сталкиваемся с тем, что народ предпочитает легкую музыку, шоу-бизнес. Но, по моему мнению, сегодня необходимо воспитание молодежи в духе международных стандартов, основываясь на всей сокровищнице мировой культуры - и западной, и восточной, и национальной. Поэтому-то моя работа настолько многообразна и многогранна.
- Недавно Вы вернулись с гастролей со своими учениками?
- Да, они у нас постоянно проводятся в соответствии с программой по концертной деятельности и концертной практике. При этом мы больше нацелены на то, чтобы те основы, которые студенты получают в нашем университете, они показывали на зарубежной сцене. И когда мы вывозим их на фестивали или конкурсы, они могут показать свои достижения. Я считаю, что это очень хорошая практика, потому что, когда студенты занимаются в классе - это одно, оно не получает никакого распространения, этого никто не видит и не слышит, кроме них самих. А когда мы готовим программы и туры, как, например, в этом году мы подготовили тур по самым известным залам Италии - “Аудиториум-зал” в Риме, во Флоренции, в Миланском театре “Де ля Верне”, в туринском зале “Альфиери”, то во всех этих залах наши ребята, а их было больше 210 человек: народный, симфонический оркестры и балет, все они показывали свое мастерство. Сейчас мы также вернулись с фестиваля в Равелло, в котором участвовали наравне с мировыми звездами - Башкировым, Ашкенази, Рикардо Мутти. Там была потрясающая акустика, нас очень тепло принимала итальянская публика, для которой мы дали более 10 концертов, во время которых исполнили “Времена года” Вивальди, симфонии Гайдна, рондо “Каприччиозо” Сен-Санса, симфонию “Кончертанто”.
- Как часто Вы бываете на таких гастролях, и какие из них были для Вас самыми запоминающимися?
- Самый запоминающийся - это наш тур с Евразийским симфоническим оркестром КазНУИ. Первый раз мы выехали в тур Вена - Прага - Будапешт, второй тур у нас прошел в Риме, Милане, Москве, Париже. Кстати, тогда с нами был Фуат Мансуров - это была его последняя гастроль. А сейчас у нас был третий тур, посвященный и приуроченный к 15-летию нашего университета, и меня больше всего вдохновляет при этом, что наши студенты, выходя на зарубежные подмостки, чувствуют себя мастерами, артистами. Ведь неизвестно, как потом у каждого из них сложится судьба, зато сейчас они имеют такую счастливую возможность - выступать на сцене “Карнеги-холла”, “Мюзик-Феррайна”, Большого зала Московской консерватории имени П.И. Чайковского - куда не каждый артист может попасть просто так.
- Планирует ли Ваш университет ответную любезность?
- Мы хотим провести несколько форумов по этномузыке, музыкальной культуре - в 2015 году, накануне ЭКСПО - в 2017 году. Несколько фестивалей хоров. Например, последний такой проходил в Китае, где принимали участие свыше 20 тысяч человек из самых разных стран мира. У нас много планов, но прежде мы хотели бы представить большой концерт всего нашего коллектива, который показал бы все жанры, все виды искусства, которые у нас есть. В том числе балет, театр, эстрадную, симфоническую музыку, классическое искусство, оперное - чтобы все это удалось собрать под эгидой нашего университета, и чтоб мы сумели поставить это театрализованное шоу, скажем так, - от кобыза Коркыта до скрипки Страдивари.
- Айман Кожабековна, каковы Ваши прогнозы на мировом и казахстанском музыкальном рынках? Каким видите развитие музыки в будущем - что будет предпочтительно для публики?
- Я думаю, что сегодня мир очень далеко шагнул благодаря интернету. Ощущение, что мы уже давно живем в виртуальном мире. Информация меняется очень быстро и так же быстро устаревает. Поэтому я считаю, что в связи с этим у нас сегодня создан своеобразный синтез искусств, когда среди видов и жанров искусства нет такого уж сильного разделения - мы соединяем национальное с классическим, классику с эстрадой. Однако, несмотря на этот синтез, мне хотелось бы думать, что все-таки классические, “правильные” искусства должны быть на высоте. Мы должны не только сохранить ту классическую школу, которую вынесли из стен той же Московской консерватории, но и передать ее подрастающему поколению. Добавлю, что у нашей казахстанской культуры сейчас такое состояние, что она должна выстрелить - почва готова, концертные залы построены, есть выход на международный уровень. Но в то же время возникает определенный дефицит специалистов каждого жанра. Потому что если посчитать, то музыкантов, в принципе, не так много - и все мы друг друга знаем. Настоящий музыкант хочет не просто сыграть, а поделиться всем тем сокровенным, что у него накопилось в душе - тем он и отличается от простого ремесленника. Его мастерство должно соответствовать мировым стандартам. Поэтому у нас в университете квота очень маленькая - мы принимаем всего лишь 170 студентов на первый курс по 21-й специальности.
- Каковы планы университета в ближайшее время? Чем порадуете казахстанского и зарубежного зрителя?
- На мой взгляд, мы должны быть как многогранны, так и сосредоточены на определенной задаче, чтобы развиваться гармонично не только в сфере исполнительского искусства, но и в театральном, балетном, киноискусстве - у нас есть факультет кино и телевидения. Есть арт-менеджмент, продюсерский и факультет шоу-бизнеса. Все это у нас присутствует, набраны специалисты по академической мобильности - приглашены профессора, которых более 40 человек. Они ежегодно приезжают к нам, дают мастер-классы нашим студентам, читают лекции, дают концерты. Кроме того, в планах университета - по программе “Болашак” - ежегодно 15-20 студентов отправлять на учебу за рубеж, которые бы по возвращении преподавали у нас, но уже на английском языке. Впрочем, такая специализация, как арт-менеджмент, у нас уже сегодня полностью ведется на английском. Что касается гастрольных туров, то в этом году мы планировали проехать по городам США - “Карнеги-холл” в Нью-Йорке, “Кеннеди-центр” в Вашингтоне и Чикаго. Есть у нас приглашение и в Японию, но посмотрим, что получится по финансам. Кроме того, я получила приглашение на День музыки, что будет проходить в Анкаре, а еще у меня множество своих собственных турне - по Германии, в Бангкок, которые я должна отработать до декабря. А еще я записываю свой второй диск на “Дойче-граммофон” с сонатами Франка, Прокофьева, Брамса.
Астана |