ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Легенды Берельских курганов - из глубины веков Культура

Ольга Шишанова
Звенящие подвески и мужские пояса с драгоценными камнями, серебряные клинки и конское снаряжение, сплошь покрытое золотыми пластинами - государственный музей золота и драгоценных камней, гордостью которого является знаменитый экспонат “Золотой воин”, обещает через несколько дней распахнуть свои залы после реставрационных работ

И это еще не весь перечень, который можно будет увидеть на представленном вернисаже, повествующем о загадках Долины царей знаменитых Берельских курганов в Восточном Казахстане и удивительных находках кургана Иссык близ Алматы. Эти сенсационные находки до сих пор не дают покоя многим ученым умам человечества. А сакское золото с каждым днем все больше удивляет мир высоким искусством кочевников.
И здесь, конечно же, самым известным ювелирным шедевром скифо-сарматского звериного стиля по праву является “Золотой человек” - первый в “коллекции трех”, чей возраст датируется V-IV веками до нашей эры.
alt
До сих пор его одежда, состоящая из четырех тысяч нашитых золотых пластинок и блях, вызывает вздох восхищения не только у ученых, но и у зрителей, кому довелось любоваться “Золотым вождем”, найденным в 1969 году казахстанским археологом Кемалем Акишевым. По мнению антропологов, обнаруженному в кургане Иссык юноше было не больше 18 лет. Впрочем, в то время люди жили не очень долго, и человек даже в 30 лет считался глубоко зрелым. Между тем головной убор золотого воина украшала сложная композиция изображений животных, растительных орнаментов и геометрических фигур, что давало повод заподозрить его не только в высоком происхождении - он был, по меньшей мере, вождем или сыном вождя, а мог быть к тому же и жрецом племени. Впрочем, одно другому не мешало - золотой человек вполне мог совмещать эти две должности, что в то время было не редкостью.
Это тем более вероятно, как считают сотрудники Музея золота, поскольку “золотые бляхи с нанесенными позами животных были изображены в неестественной позе, а значит, они обозначали жертвенных животных - в естественной природной среде ни одно из животных не могло быть в таком перекрученном состоянии”. А приносить в жертву животных мог, как известно, только жрец или старейшина племени. Кроме того, искусство “звериного стиля” было словно зеркалом, которое отображало взаимоотношения кочевников с окружающей их природой, воспринимаясь как вечный поединок добра и зла, света и тьмы. Неслучайно золотые украшения в виде барсов, оглядывающихся назад, во множестве украшающих одежду “Золотого человека”, издревле символизировали столкновение двух миров - света и тьмы, то есть барс - тотем скифо-сакского племени, представитель мира живых, оглядывался назад - “во тьму”, оставаясь настороже, будучи готовым в любой момент отразить нападение. Подтверждает это и изображение крылатого коня, украшающего высокий головной убор воина-жреца - как известно, конь во многих древних культурах, в том числе и у кочевников, был проводником в царство мертвых. А это снова значит, что найденный “Золотой человек” был не просто царских кровей, а имел самое непосредственное отношение к древним культам, распространенным в то время в среде кочевников.
alt
Как выяснили археологи, “древние кочевники погребали своих умерших аристократов по установленным религиозно-мифическим взглядам и согласно ритуалу, то есть в строго определенное время, вне зависимости от времени смерти вождя (а именно в конце июня-начале июля) и в определенном священном месте. Если вождь умирал раньше ритуальной даты, то его тело искусно бальзамировалось и хранилось до периода захоронения”. Внутри погребальной конструкции создавалась искусственная мерзлота, благодаря чему останки царственных особ сохранились до наших дней.
Да-да, “Золотой воин-жрец” оказался не единственным, кто произвел в научном мире фурор и заставил осаждать стены Музея золота после того, как там был выставлен еще один экспонат, а именно - сакский вождь, чье погребение было найдено в одном из тридцати самых загадочных Берельских курганов.
По словам казахстанского археолога Зайноллы Самашева, “идея поехать на раскопки этих курганов возникла после того, как на российском Алтае в районах вечной мерзлоты и в Китае в пустыне Такламакан стали открывать мумифицированные останки, но ведь такие же курганы были и на казахском Алтае”. Так, в 1997 году ученый, поехав на разведку, выбрал один из самых больших курганов и приступил к раскопкам, а вскоре весь мир был потрясен богатством и разнообразием информации, которую открывали эти курганы.
К сожалению, найденная им могила была во многом уже разграблена, из нее исчезли украшения и оружие, но зато остались нетронутыми забальзамированные мумии захороненных - военного вождя, как впоследствии выяснилось, и его матери, которая была захоронена намного позже. О воинской доблести найденного воина-вождя “рассказали” несколько сросшихся при жизни, как определили ученые, переломов ребер и позвоночника. А еще, по мнению антропологов-рестравраторов известной московской лаборатории Герасимова, ему было около 40 лет и он носил бороду и усы. Именно в таком виде и предстал он в одном из залов Музея золота в окружении одного из 13 коней, которые, к счастью, не были обнаружены расхитителями и почти в полном парадном облачении предстали перед учеными-археологами, чьей радости не было предела: в вечной мерзлоте сохранились не только шкура животных, но и мягкие ткани. Не говоря уже о богатом убранстве конской амуниции, которая была украшена изображениями хищных животных и мифических птиц.
alt
Сегодня многое из того, что было найдено, восстанавливается. Занимается этим обладатель одной из самых редких и экзотических профессий художник-реставратор исторических древностей Крым Алтынбеков.
А еще сотрудники музея готовят эксклюзив на открытие вернисажа - они собираются представить зрителям - любителям исторических древностей третьего “Золотого человека”, которого обнаружили всего лишь 10 лет назад в Шиликтинском кургане - ученые относят его возраст к VIII-VII веку до нашей эры. Он, как и предыдущие двое, весь с ног до головы также “закован в золото”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение