|
Ольга Шишанова
Звенящие подвески и мужские пояса с драгоценными камнями, серебряные клинки и конское снаряжение, сплошь покрытое золотыми пластинами - государственный музей золота и драгоценных камней, гордостью которого является знаменитый экспонат “Золотой воин”, обещает через несколько дней распахнуть свои залы после реставрационных работ
И это еще не весь перечень, который можно будет увидеть на представленном вернисаже, повествующем о загадках Долины царей знаменитых Берельских курганов в Восточном Казахстане и удивительных находках кургана Иссык близ Алматы. Эти сенсационные находки до сих пор не дают покоя многим ученым умам человечества. А сакское золото с каждым днем все больше удивляет мир высоким искусством кочевников.
И здесь, конечно же, самым известным ювелирным шедевром скифо-сарматского звериного стиля по праву является “Золотой человек” - первый в “коллекции трех”, чей возраст датируется V-IV веками до нашей эры.
До сих пор его одежда, состоящая из четырех тысяч нашитых золотых пластинок и блях, вызывает вздох восхищения не только у ученых, но и у зрителей, кому довелось любоваться “Золотым вождем”, найденным в 1969 году казахстанским археологом Кемалем Акишевым. По мнению антропологов, обнаруженному в кургане Иссык юноше было не больше 18 лет. Впрочем, в то время люди жили не очень долго, и человек даже в 30 лет считался глубоко зрелым. Между тем головной убор золотого воина украшала сложная композиция изображений животных, растительных орнаментов и геометрических фигур, что давало повод заподозрить его не только в высоком происхождении - он был, по меньшей мере, вождем или сыном вождя, а мог быть к тому же и жрецом племени. Впрочем, одно другому не мешало - золотой человек вполне мог совмещать эти две должности, что в то время было не редкостью.
Это тем более вероятно, как считают сотрудники Музея золота, поскольку “золотые бляхи с нанесенными позами животных были изображены в неестественной позе, а значит, они обозначали жертвенных животных - в естественной природной среде ни одно из животных не могло быть в таком перекрученном состоянии”. А приносить в жертву животных мог, как известно, только жрец или старейшина племени. Кроме того, искусство “звериного стиля” было словно зеркалом, которое отображало взаимоотношения кочевников с окружающей их природой, воспринимаясь как вечный поединок добра и зла, света и тьмы. Неслучайно золотые украшения в виде барсов, оглядывающихся назад, во множестве украшающих одежду “Золотого человека”, издревле символизировали столкновение двух миров - света и тьмы, то есть барс - тотем скифо-сакского племени, представитель мира живых, оглядывался назад - “во тьму”, оставаясь настороже, будучи готовым в любой момент отразить нападение. Подтверждает это и изображение крылатого коня, украшающего высокий головной убор воина-жреца - как известно, конь во многих древних культурах, в том числе и у кочевников, был проводником в царство мертвых. А это снова значит, что найденный “Золотой человек” был не просто царских кровей, а имел самое непосредственное отношение к древним культам, распространенным в то время в среде кочевников.
Как выяснили археологи, “древние кочевники погребали своих умерших аристократов по установленным религиозно-мифическим взглядам и согласно ритуалу, то есть в строго определенное время, вне зависимости от времени смерти вождя (а именно в конце июня-начале июля) и в определенном священном месте. Если вождь умирал раньше ритуальной даты, то его тело искусно бальзамировалось и хранилось до периода захоронения”. Внутри погребальной конструкции создавалась искусственная мерзлота, благодаря чему останки царственных особ сохранились до наших дней.
Да-да, “Золотой воин-жрец” оказался не единственным, кто произвел в научном мире фурор и заставил осаждать стены Музея золота после того, как там был выставлен еще один экспонат, а именно - сакский вождь, чье погребение было найдено в одном из тридцати самых загадочных Берельских курганов.
По словам казахстанского археолога Зайноллы Самашева, “идея поехать на раскопки этих курганов возникла после того, как на российском Алтае в районах вечной мерзлоты и в Китае в пустыне Такламакан стали открывать мумифицированные останки, но ведь такие же курганы были и на казахском Алтае”. Так, в 1997 году ученый, поехав на разведку, выбрал один из самых больших курганов и приступил к раскопкам, а вскоре весь мир был потрясен богатством и разнообразием информации, которую открывали эти курганы.
К сожалению, найденная им могила была во многом уже разграблена, из нее исчезли украшения и оружие, но зато остались нетронутыми забальзамированные мумии захороненных - военного вождя, как впоследствии выяснилось, и его матери, которая была захоронена намного позже. О воинской доблести найденного воина-вождя “рассказали” несколько сросшихся при жизни, как определили ученые, переломов ребер и позвоночника. А еще, по мнению антропологов-рестравраторов известной московской лаборатории Герасимова, ему было около 40 лет и он носил бороду и усы. Именно в таком виде и предстал он в одном из залов Музея золота в окружении одного из 13 коней, которые, к счастью, не были обнаружены расхитителями и почти в полном парадном облачении предстали перед учеными-археологами, чьей радости не было предела: в вечной мерзлоте сохранились не только шкура животных, но и мягкие ткани. Не говоря уже о богатом убранстве конской амуниции, которая была украшена изображениями хищных животных и мифических птиц.
Сегодня многое из того, что было найдено, восстанавливается. Занимается этим обладатель одной из самых редких и экзотических профессий художник-реставратор исторических древностей Крым Алтынбеков.
А еще сотрудники музея готовят эксклюзив на открытие вернисажа - они собираются представить зрителям - любителям исторических древностей третьего “Золотого человека”, которого обнаружили всего лишь 10 лет назад в Шиликтинском кургане - ученые относят его возраст к VIII-VII веку до нашей эры. Он, как и предыдущие двое, весь с ног до головы также “закован в золото”.
Астана |