|
Аселя Малайбекова
Идти по лезвию ножа - это жизнь каждой танцовщицы. Никто не даст гарантии на будущее. Риск есть всегда.
Балет - это роскошь, красота и грация, но что стоит за всей этой звездной пылью?
Асель Мусинова, заслуженный деятель РК, член Союза театральных деятелей РК, балерина Казахского театра оперы и балета имени Абая, поделилась с нашим корреспондентом мыслями о жизни в балете
- Асель, с какими проблемами сталкиваются балерины?
- Прежде всего, это краткость профессии, очень короткий срок. Балерине от окончания училища в 18 лет и до конца полноценной профессиональной деятельности отводится всего 20 лет. Есть такое выражение: “Балет - это искусство молодых”, и на самом деле это эстетичный вид искусства, он зрелищный. Зрителю, естественно, приятнее смотреть на молодых артистов балета, чем на балерин “в возрасте”.
Если оперный певец к 40 годам только набирает опыт, мастерство и репертуар, продлевая свою деятельность еще на 20 лет, то артист балета уже в 38-40 лет в большинстве случаев уходит со сцены. Хотя за столько лет танцовщица также набирается и опыта, и мастерства, но тело уже не позволяет полноценно реализовывать себя на сцене.
Что касается казахстанского балета, с юридической точки зрения самая актуальная проблема - это лишение нас возможности льготного выхода на пенсию. Теперь мы должны дорабатывать до 58-63 лет. Уже с 1995 года отменена эта пенсия и с того же года мы за нее боремся, написана масса писем на все уровни, вплоть до президента, реакция нулевая.
Единственное, может быть, повезет артистам нового коллектива “Астана Опера”. Это некоммерческое акционерное общество со стопроцентным участием государства в его уставном капитале в отличие от ГАТОБ имени Абая, который является РКГП - республиканским государственным казенным предприятием. С каждым артистом заключается контракт на определенное количество времени, оговариваются определенные пункты, артист отрабатывает свой контракт, затем, скорее всего, будет собираться комиссия, оценивать работу артиста и решать, продлять контракт или нет - это мировая практика в любом театре мира. То есть ты работаешь до тех пор, пока в тебе заинтересовано руководство. В нашем театре подписывается обычный трудовой договор. То есть на сегодняшний день артист балета в Казахстане социально не защищен: нет ни гарантированной пенсии, ни медицинской страховки, не отработана контрактная система, которая давно уже является общемировой практикой.
- Зная, какой результат карьерного роста балерины Вас ждет, почему Вы все-таки пошли в балетную школу?
- В 10 лет дети не понимают, что их ждет. В этот момент чаще всего родители принимают решение за своих детей. Очень редко бывает так, чтобы ребенок осознанно пришел к решению учиться в хореографическом училище. Это мечта каждой девочки - быть красивой, которая воплощается в образе балерины, но никто из детей и их родителей не знает, что их ждет. Многие не знают, что нет пенсии, оклад не соответствует той нагрузке, которую всю свою жизнь испытывает каждая балерина. Я думаю, прежде, чем отдавать своего ребенка в хореографическое училище, спортивную школу, надо все взвесить - стоит ли ребенка так нагружать. И не строить иллюзий о том, что именно ваш ребенок станет звездой.
Почему я все-таки пошла учиться в хореографическое училище? Первый толчок - мой дедушка Сералы Кожамкулов, он был одним из основателей казахского драматического театра. Театр всегда был частью жизни нашей семьи. Вторым толчком стала моя мама. Однажды она шла на остановку вверх по улице Масанчи, где только построили здание училища, это был 1978 год. Увидела это белоснежное, красивейшее, только что выстроенное новое здание училища, в этот момент рядом с училищем остановился автобус “Интурист”, из него стали выходить звезды советского балета, артисты Большого театра СССР, который был тогда на гастролях в Алма-Ате. Ей, поклоннице театрального искусства, так все это понравилось, что в тайне от папы мы пришли на вступительные экзамены. Я прошла три тура и осталась учиться. Папа был недоволен, потому что он считал, что ребенку надо дать доучиться в обычной школе и потом самому выбрать будущее.
- А как Вы сами оцениваете Ваше обучение в хореографическом училище?
- Мне нравилась учеба, потому что по сравнению с простой школой, где я училась до этого, в училище образование было сродни гимназическому. Здесь нам преподавали французский язык, у нас был предмет “Общее фортепиано”. Плюс ко всей общеобразовательной программе у нас были такие предметы, как: “Классический танец”, “Историко-бытовой танец”, на старших курсах - “Казахский танец”, “Дуэтный танец” и т.д. Это действительно было роскошное образование по тем временам. Уже на старших курсах я знала, на что способна, а на что - нет. И уже тогда знала, что прима-балериной я не стану в силу определенных физических и профессиональных данных. Уже тогда я знала, на что рассчитывать. На тот момент я не хотела танцевать, в планах было продолжить обучение на кафедре истории театра исторического факультета МГУ. Но... Не получилось.
Поэтому я пошла работать в театр. Планировала отработать год и уехать учиться, но... Ирония судьбы - я меньше всех из выпускников нашего курса, распределенных в ГАТОБ имени Абая, хотела работать в театре, в результате проработала в нем 26 театральных сезонов. Театр меня затянул - атмосфера творчества, которая царит в нем, неповторима. Если говорить о моей профессиональной жизни, я - корифейка. В нашем театре такой категории нет, но она существует во многих театрах. Корифей - это танцовщик кордебалета, которому доверяется исполнение небольших сольных партий. Будучи артисткой кордебалета, я стала танцевать маленькие сольные партии. Я нашла себя в характерных танцах, это танцы на каблуках. Они присутствуют как в балетных, так и в оперных спектаклях.
- На какие жертвы приходится идти танцовщице?
- После четырех лет работы в моей жизни произошло ЧП, я разорвала мениск правого колена на одном из уроков тренажа (на одном из прыжков я неудачно повернулась). Это были адские боли. В течение года я лечилась народными средствами, но это помогало временно. Приходила в зал, и травма вновь давала о себе знать. Это была трагедия. Поехала в Москву в Центральный институт травматологии и ортопедии имени Приорова. Там мне сделали операцию. Затем я вернулась, стала приходить в форму. Но одно для себя поняла: театр - это производство, творческий конвейер, который должен работать без сбоев. А когда ты сломан, ты никому не нужен. Я прочувствовала это на себе и приняла решение - мне необходимо получить еще одну гражданскую профессию. Ведь никто не даст гарантии, что завтра вновь не произойдет травмы. И я выбрала факультет журналистики. И в скором времени журналистика стала моей второй настоящей профессией.
- Творчество каких звезд балета Вас вдохновляет?
- Конечно, меня интересуют танцовщицы характерного танца. Одна из них - это Пилар Риоха, известная испанская танцовщица фламенко. Она приехала в Алматы с гастролями и одна на огромной сцене Дворца Республики держала в напряжении зрительный зал около двух часов, это очень сложно. Ее энергетика меня покорила. А если говорить о классическом балете, то это, безусловно, балерины советского периода - Майя Плисецкая, Галина Уланова, неповторимая исполнительница характерных танцев в Большом театре Тамара Варламова, беззаветно отдавшие свою жизнь искусству. На сегодняшний день это Диана Вишнева, очень разноплановая балерина, которая, безупречно исполняя весь классический репертуар ведущей балерины, смело экспериментирует со многими современными направлениями хореографии.
- Скажите, пожалуйста, за последние 5-6 лет тяжело ли Вам конкурировать с молодыми, еще “зелеными” балеринами?
- Конечно, возраст берет свое. Этим и коварна наша профессия. Когда ко мне подходят молодые девочки и просят показать порядок характерных партий, над которыми я работала не один год, это очень непросто. Одно дело - просто передать хореографический рисунок, другое - тонкие нюансы партии, которые мы искали на репетициях с Эдуардом Джабашевичем Мальбековым - в свое время гениальным исполнителем гротесковых, характерных партий, а сейчас лучшим педагогом-репетитором характерного направления. Поэтому отношение ревностное. Но когда ты видишь, что девочка способная и твою партию она станцует очень хорошо, то можешь и раскрыть некоторые “секреты”, хотя каждая танцовщица, особенно в характерном танце, должна искать свой образ сама.
- Чем Вы намерены заниматься теперь, когда Ваша балетная деятельность уже не по плечам чисто физически?
- Сейчас мне интересна научно-исследовательская работа. Есть мечта - издать энциклопедию, посвященную балету Казахстана. Мечте уже много лет, но не хватало времени заняться этим вплотную. Первый шаг был сделан в начале этого года. Я приняла участие в составлении энциклопедического сборника “Хореографы Казахстана” как автор-составитель раздела, посвященного ГАТОБ имени Абая.
Хотелось бы заняться архивом театра, который находится в плачевном состоянии, так как музей театра после реконструкции здания так и не был возрожден, а весь архив просто собран в одной комнате. Архивные фотографии попали однажды под страшный ливень, и службы театра их буквально сушили на солнце. О состоянии архива узнала, когда готовила передачи, посвященные ГАТОБ имени Абая в рамках проекта канала “Мадениет” “Легенды и мифы Оперного”, инициатором которого сама и выступила. В прошлом году выходила с предложением к руководству театра восстановить музей: взяться за оцифровку архива - иначе он просто пропадет, тем более, что театр открывает свой 80-й юбилейный сезон. Ответа пока не последовало. Естественно, все упирается в финансы, но, на мой взгляд, спасение архива нужно начинать уже сейчас, иначе пропадет часть истории нашего театра.
По большому счету, хотелось бы, завершив работу как артистка балета, остаться в театре: это могла бы быть работа в направлении PR (по связям с общественностью), пресс-службы.
Артисты часто говорят: “Театр - моя жизнь, театр - мой дом”. Добавлю, что для меня театр - мой лучший друг. Он слышит, видит и переживает вместе с тобой все твои победы и поражения, тревоги и радости. В театре работают замечательные талантливые люди, о жизни и творчестве которых я бы хотела рассказывать аудитории. Тем более что предстоящий сезон для театра особенный - юбилейный - год его 80-летия. |