|
Ольга Шишанова
В столичном Дворце Независимости проходят одновременно два вернисажа - лауреата Государственной премии РК имени Ч.Валиханова Ирины Ярема и члена Академии художеств РК Елены Бейсембиновой.
Картины и гобелены Ирины Ярема - многогранного художника, живописца, графика, монументалиста и прикладника были выставлены под девизом “Калейдоскоп”. Нежная живопись Елены Бейсембиновой была обозначена просто как “Хорошее настроение”
Специалисты говорят, что Ирина Ярема настолько прониклась и впитала в себя восточную культуру, что просто невозможно отрицать ее восточные гены, хотя сама художница родом из Украины. Но до того, как попасть в Казахстан, она долго работала в Узбекистане, что также не могло не наложить отпечаток на ее творчество. Подтверждение тому - яркие, солнечные пейзажи, посвященные Хиве, Самарканду, Бухаре. Работала она только с натуры, количество набросков было огромно, а затем они превращались в картины.
Так получилось, что на Востоке, после горных Карпат, после прозрачных родников свежих ветров в лесных чащах, ее просто очаровали знойные, как охра, ландшафты казахстанской земли с певучими голосами азиатов. Так Ирина открыла для себя удивительно красивые, со вкусом оформленные жилища, совсем не блещущие достатком, но совершенные по колориту и простоте, радующей глаз.
Несомненно, в нынешней экспозиции, по отзывам поклонников таланта мастерицы, представлены как раз лучшие из ее работ, отражающие новое веяние в ее творчестве.
А ведь стать художником она мечтала не всегда - желание стать биологом могло пересилить. Лишь благодаря ее родителям, которые определили Ирину в седьмом классе в художественную школу, будущий живописец поняла, вот она - ее творческая стезя. Удивление перед красотой жизни осталось в ее творчестве с тех давних времен, будучи присуще как ее натюрмортам, так и пейзажам, и гобеленам. Например, при создании натюрмортов ей помогают сотворить композицию на полотне любовно собранные букеты цветов, листьев и веточек. Основой пейзажей служит множество скетчей, этюдов, которые сделаны ею во время многочисленных прогулок и странствий.
А гобелены мастера кроме как симфонией родной земле не назовешь.
Вот переливающийся сверкающими брызгами и неудержимым потоком, вспыхивающим от солнечных лучей, беспечностью и светозарностью искрит гобелен “Водограй”. Это не просто текстильное изделие, в которое вложено много бессонных ночей и гигантский труд, это настоящая радость, которую подглядела мастерица сквозь солнечную палитру воды. Или “Регистан” - роскошный, величественный, прозрачный и совершенно нереальный в своей воплощенной сказке.
Если рассматривать сотканный словно из летящих нитей гобелен “Голубой всадник”, то у зрителя создается стойкое впечатление, что он созерцает ожившую гератскую миниатюру: настолько захватывают воображение четкий ритм и композиция на темы наскальных рисунков.
Зато в гобелене “Солнце Тамгалы” уже прослеживается настоящая, живая история великих воинов, таинственных жриц и солнцеликих божеств, где даже текстура гобелена подобрана Ириной таким образом, что текстиль превращается в шероховатую поверхность камня, передавая восхищение художницы перед таинством мира далекой цивилизации, перед тканой каменной архитектурой гобеленного полотна.
А вот Елена Бейсембинова, напротив, начинала как художник декоративно-прикладного искусства и автор книжных иллюстраций. Окончив в 1967 году Московское высшее художественно-промышленное училище имени Строганова, с 1970 по 1988 год она работала художником-постановщиком на киностудии “Казахфильм”, и лишь с 1985 года стала выставляться как художник-живописец, решив посвятить себя изобразительному искусству. Впрочем, говорят, что талантливый человек талантлив во всем - это высказывание подходит именно ей, которую до сих пор все в ее окружении зовут просто Леночкой, невзирая на заслуженные регалии.
А искусствоведы просто отмечают ее острый взгляд, который в живописных произведениях задумчиво сливается с необычным отношением мастера к той красоте и гармонии, которая выдает истинную принадлежность к подлинному профессионализму.
Увидев однажды, ее работы нельзя забыть и невозможно спутать ни с какими другими.
“Мастер цвета, света она нашла свой язык изложения в передаче того мира, который она видит, наполненный красками жизни, душой, пространством, лирическими отступлениями, поэзией в живописи” - так отзываются о ней профессионалы.
Кстати, мало кто знает, что она - дочь известной русской художницы Татьяны Яблонской.
Но вот в чем ее нельзя упрекнуть, так это в отсутствии самостоятельности и самодостаточности как в жизни, так в творчестве и искусстве.
Художница очень любит букеты цветов, всевозможные ожерелья, веера и даже... игрушки. Зачастую героями ее произведений становится белая хозяйская кошка или неведомо как разросшиеся странные растения. Золотистая тыква или сорванный листок осеннего дуба и вовсе могут стать зачинателями целых серий работ. Не говоря уже о картинах и рисунках, бережно хранимых на стеллажах и в папках, в которых воплощен целый мир, точнее - разные миры.
Например, мир фруктов. Это и краснобокие яблоки, подернутые белесым туманом сливы, еще не успевший созреть боярышник, сочная упругая вишня, шиповник, грозди винограда.
Иногда бывает, что в своих работах художница не строит образы, а сами предметы ей подсказывают, как и что лучше написать. Тот же кукурузный початок дает настоящую идею для художественного воплощения, в результате появляется триптих “Кукуруза-звезда”, “Шуршащая кукуруза” и “Нежная кукуруза”.
Елена Бейсембинова всегда старается сохранить в своих работах каждый миг богатой впечатлениями жизни любой мелочью, неприметной на первый взгляд, но вызывающей восторг и непреходящее желание любоваться красотой. Но не только - обязательно еще и поделиться своей находкой с окружающими даже в порой необычных вещах.
Скажем, те же голландцы тоже искали в этом вдохновение и удовлетворение, выписывая дичь, серебряные кубки и цветы в вазах. Зато у них нет на картинах той эстетики, которая присуща произведениям Елены, поскольку ни один голландец, кажется, не писал соленых огурцов, ломтиков маринованного чеснока и зонтиков укропных соцветий.
Получается, что забавная и трогательная история рассказывает несколькими предметами о любви художницы ко всему живому и натюрмортному одновременно. И эта любовь никогда не забудет сотворить на картине бережное отношение ко всяким росточкам, веточкам и цветам, чудесным образом с легкостью выстраивая световоздушное пространство взглядом живописца и одновременно человека, воспевающего поэзию жизни в каждом самом незначительном предмете...
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |