|
Айгерим Бейсенбаева
По мнению главного режиссера алматинского Театра кукол Кубанычбека Адылова, кукла способна на многое. У нее иной способ существования на сцене. Кукла может сделать невозможное, в то время как возможности человека ограничены. К примеру, она способна летать. А может так тронуть сердце зрителя, как ни один живой актер.
У Кубанычбека Адылова тихий, нережиссерский голос. Но, тем не менее, он умеет добиваться от актеров глубокого психологизма, нужного эффекта
Накануне открытия сезона в Государственном театре кукол новый главный режиссер Кубанычбек Адылов рассказывает о возможностях тряпичных актеров и о чистом творчестве без халтуры.
- Я помню Вас как режиссера Немецкого драматического театра, актера театра и кино. Вы даже поработали на телевидении. Расскажите, как Вы попали в труппу Театра кукол?
- Меня пригласили в команду Театра кукол всего полгода назад. Директор театра Оразали Акжаркын-Серсенбек позвонил мне и предложил работать главным режиссером. И я согласился.
На мое решение повлияли два фактора. Во-первых, личность самого Оразали-ага. Мы знакомы 20 лет, и могу сказать, что у нас с ним один диагноз в искусстве. Мы по-настоящему больны театром. Хотя я не люблю слово “фанатизм”, все-таки к своей деятельности надо подходить осознанно.
Во-вторых, меня привлекли сами куклы. Я ведь сам по специальности актер Театра кукол.
- После реконструкции Театр кукол очень изменился внешне. И когда приходит новый человек, он старается все подогнать под себя. Вы стараетесь поменять эту театральную начинку?
- Я не собираюсь подгонять театр под себя. Обычно мы приходим с намерением делать искусство, а какое-то новаторство в твоей деятельности потом могут обнаружить сами зрители.
Что сейчас происходит в Театре кукол? Идет становление новой команды.
Мы притираемся друг к другу. И самая главная моя цель сейчас - поднять профессиональный уровень актеров. Тот спектакль, который мы сейчас ставим, должен способствовать росту. Также планирую привлечь профессиональных хореографов, педагогов по вокалу, специалистов по актерским тренингам.
Самое главное, что у наших актеров есть потенциал, знания и желание работать. Но нет навыков, и над этим я хочу поработать.
- Интересна специфика работы режиссера с актерами Театра кукол. Ведь этот театральный психологизм по большей части требуется от кукол, а не от кукловодов. Как же получается добиться такого живого эффекта от актеров, вне зависимости от того, люди это или куклы?
- Очень важный вопрос. Вообще, актерская основа везде одна - это “истина страстей и правдоподобие чувств”, как сказал когда-то Пушкин. Станиславский потом у него эти выражения перенял. И пусть Станиславский сейчас не популярен, и очень модно стало от него отмахиваться, но основа по-прежнему одна - жизнь человеческого духа.
Инструментом для воплощения художественных образов может быть сам актер, его организм. Или, как в Театре кукол, естественным продолжением актера становится кукла. Соответственно, сама кукла становится инструментом. Это как скрипка в руках музыканта.
После того, как актер разобрался в самом себе, в своем образе, в своей психологии, остается только подучить его в кукловождении. Здесь технология и концепция сродни игре на музыкальном инструменте. Какими бы знаниями ты ни владел, и как бы ни был глубок твой актерский талант, если не научишься передавать свои эмоции через куклу, ничего не выйдет. Очень специфическая область, не каждому дается.
- У Вас тихий голос, и вообще Вы создаете впечатление спокойного человека. Значит ли это, что в работе с актерами Вы не тиран? Расскажите о своих взаимоотношениях с труппой.
- Я не диктатор. Мой принцип работы - соавторство. Мне не нужны исполнители, скорее единомышленники, партнеры. Естественно, в плане дисциплины я очень жесткий человек, но таковы правила игры.
- Ваш главный зритель - ребенок, а Вы по большей части ставили спектакли для взрослых. Не тесно ли Вам в рамках Театра кукол?
- Почему должно быть тесно? Ведь искусство требует серьезного подхода вне зависимости от жанра. Скажу больше, кукольный театр дает много дополнительных возможностей для воплощения творческих идей. Кукла способна на большее в способе выражения чувств, чем человек. Она может сделать невозможное.
К тому же ребенок, как зритель, гораздо строже. Если в драмтеатре взрослому зрителю станет скучно, просто встать и выйти из зала ему не позволит этикет. И мне, как режиссеру, будет непонятно его истинное отношение к постановке. Ребенок - существо непосредственное. Если ему скучно, он будет зевать, отвлекаться, разговаривать с друзьями или даже может заснуть. Поэтому я считаю, что зритель Театра кукол самый строгий, тут халтура не пройдет.
- Планируете ли Вы при формировании репертуара сместить акценты с чисто детского направления спектаклей на взрослую подачу? И как это можно осуществить?
- Нигде не написано, что наш театр именно детский Театр кукол. И думаю, мы можем использовать этот творческий язык и для постановок спектаклей для детей. Можно поставить Достоевского и Чехова, и это будет даже интереснее, чем с настоящими актерами.
- Что Вы готовите к открытию сезона?
- Мы представим сразу четыре спектакля. “Алдар-Косе” режиссера Мухамеджана Мырзакеева, спектакль-мюзикл “Золотой цыпленок”, “Каштанку” по пьесе А.П. Чехова. Также будет премьера спектакля “Как лечить львиный страх?” Емельяна Панайотова. Дело в том, что этот спектакль поставили до реконструкции болгарские авторы, а премьера так и не состоялась. Думаю, справедливо будет открыть этой пьесой новый сезон.
|
Справка “НП”
Кубанычбек (Куба) Адылов - режиссер театра, актер театра и кино, ведущий.
Окончил казахстанский государственный институт театра и кино имени Жургенова - 1991-1995 гг.
1994-1995 - Республиканский театр кукол - актер.
1995-1996 - ТРК “31 Канал” - автор и ведущий.
1996-2004 Театр ростовых кукол “Сезам” - актер, художественный руководитель.
2004-2007 - Республиканский немецкий драматический театр - актер.
Февраль 2007 - август 2007 - Казахский государственный академический театр юного зрителя имени Г.Мусрепова - актер.
2006-2008 - Театр мюзикл “Ак Сарай”. Актер, режиссер.
2009 - Республиканский немецкий драматический театр - актер.
В 2011-м окончил Санкт-Петербургский университет, режиссура.
Был удостоен награды от Министерства культуры за вклад в культуру Казахстана (2012). А также награды за режиссерское мастерство на 20-м Pеспубликанском Театральном фестивале, посвященном 80-летию А. Мамбетова (Уральск), 2012 г.
Диплом IV Международного фестиваля театра (г.Алматы) за лучшую режиссерскую постановку.
Номинант театральной премии “Енликгул” (2011).
фото из личного архива |