|
Айгерим Бейсенбаева
На днях в Эстонии завершился Международный симпозиум художественной керамики. Мероприятие проходило неподалеку от эстонской столицы в живописном местечке под названием Кохилла. Этот небольшой городок, каких много в Эстонии, примечателен тем, что здесь расположен Дом творчества, в котором вот уже восьмой год подряд проводятся международные керамические симпозиумы, и на которые традиционно съезжаются художники со всего мира. В этом году участие в данном мероприятии принял и наш соотечественник - художник из Шымкента, керамист Артем Гориславец
Артем Гориславец по приезде на родную землю рассказал корреспонденту “НП” о симпозиуме:
- Артем, трудно ли попасть на подобный симпозиум?
- На Международный симпозиум художественной керамики меня пригласил Эстонский союз керамистов. Это уже второй международный симпозиум, в котором я принимаю участие. Впервые я побывал на таком мероприятии в Польше в 2005 году, на симпозиуме керамической скульптуры, который проходил в настоящей столице польской керамики - в городе Болеславец. Там мое творчество понравилось представителям Эстонского союза керамистов, и вот недавно меня пригласили на данное мероприятие.
Эстонский симпозиум длился три недели, в течение которых художники из разных стран мира работали вместе и изучали творчество друг друга, обменивались опытом, идеями.
В этом году на симпозиум приехали авторы из США, России, Латвии, Финляндии, Японии, Польши и Франции.
Вообще такого рода мероприятия всегда оказывают очень сильное влияние на творческую деятельность. Новые места, погружение в незнакомую культуру. А ведь эстонская культура очень богата, она хорошо сохранила свои традиции.
И это уже не говоря о традициях искусства скульптуры и керамики, которое чрезвычайно развито в данном регионе издревле. Это направление не утратило популярности и по сей день. В наше время все это к тому же поддерживается уникальными новейшими технологиями. Многому я научился у эстонских керамистов - это люди, живущие своим делом, влюбленные в керамику.
- Расскажите, пожалуйста, о программе симпозиума. Как проходил творческий обмен?
- Симпозиум художественной керамики проходил в Доме творчества. Здесь имеются мастерские, где мы и работали, по два или три художника.
Этажом выше располагается зал, в котором проводились все официальные мероприятия, связанные с симпозиумом, к примеру, через день там проходили презентации творчества приглашенных авторов. В зале по этому случаю устанавливался лазерный проектор, и мы смотрели фотоматериалы и слушали рассказы художников о своем творчестве.
Основная цель таких мероприятий - это, конечно же, обмен опытом и возможность применения уникальных технологий изготовления глиняных изделий.
На территории Дома творчества находится огромная дровяная печь-моногамма, которую построили в 2000 году при содействии американских специалистов. Эта уникальная печь, предназначенная для обжига глиняных изделий, имеет высоту в человеческий рост и длину около 5 метров.
Обжиг изделий в такой печи длится почти двое суток. На это время составляется список дежурства, так как нужно постоянно следить за температурой обжига и подкидывать дрова. На финише обжига температура разгоняется до1330 градусов. А когда обжиг близится к концу, то вокруг печи собираются практически все участники симпозиума.
Каждый из авторов в своей домашней мастерской пользуется электрической печью, здесь же во время симпозиума была возможность поработать с настоящей дровяной. Сколько бы ни создавалось современных мощных электрических печей с компьютерами и программаторами, они вряд ли когда-нибудь смогут дать тот эффект, что достигается с помощью такой естественной обработки. Поэтому даже в наше время высоких технологий и скоростей натуральные обжиги пользуются заслуженной популярностью, так как во время такого обжига керамика непосредственно соприкасается с языками пламени - это и дает такой удивительный эффект. Огонь дарит изделию уникальность. После такого обжига никогда не получается одинаковых произведений. Даже если в печь поставить несколько идентичных по форме вещей, то после обжига они выйдут совершенно разные.
Всего в течение симпозиума было проведено три обжига. На них был истрачен, можно сказать, воз дров и вагон усилий. То есть труда было затрачено немало, но все с лихвой компенсируется во время открытия печи, когда наконец извлекаются готовые произведения.
Я там работал над ансамблем из трех скульптур и керамической инсталляцией. Все это было представлено на большой отчетной выставке, которая стала итогом симпозиума.
- А что Вы можете сказать об отношении к данному направлению искусства в этом регионе?
- В Эстонии к мероприятиям такого рода традиционно совершенно другой подход. Если у нас такие симпозиумы - это мероприятия для узкого круга людей, в основном, для самих художников и искусствоведов, то в Европе подобные акции проводятся с непременным участием мэрии города, огромного количества общественных организаций и спонсоров. Для них проведение такого симпозиума - национальная гордость, ведь съезжаются художники со всего мира. Иностранные авторы знакомятся с культурой Эстонии посредством таких мероприятий, узнают больше о самой стране, естественно, это повод для гордости. То есть данный симпозиум - это культурное мероприятие государственного уровня.
Во время моего пребывания в Таллинне многие интересовались Казахстаном, потому что наша страна для Европы - абсолютно новый, незнакомый регион. Спрашивали, когда подобный симпозиум будет проводиться у нас, так как есть желание приехать в Казахстан, познакомиться с нашей культурой.
С алматинскими коллегами мы недавно обсуждали эту интересную идею - организовать у нас в Казахстане подобный международный симпозиум, с помощью которого мы можем повысить престиж страны. |