|
Айгерим Бейсенбаева
Завершился очередной театральный сезон. Алматинский ТЮЗ имени Н.Сац закрыл сезон свежими премьерами “Браво, Лауренсия!” и спектаклем для детей “Малыш и Карлсон”.
Следующая сессия откроется премьерами “Инкогнито из Петербурга” на камерной сцене и мюзиклом для детей “Тряпичная кукла”. В следующем сезоне репертуарная политика театра претерпит небольшие изменения. По мнению директора театра Надежды Горобец, пришла пора уделить время постановке спектаклей для старшеклассников, по большей части обделенных вниманием театра. Классика на театральной сцене как продолжение школьного образования и формирование нравственного облика современного подростка.
А пока есть время подумать о глобальных вопросах и проблемах мирового театра
Куда движется современный театр? Какие тенденции существуют в театральном искусстве? Какой способ существования на сцене выбирают современные актеры?
Все эти вопросы поднимает проходящий в России Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, гостем которого стал наш нынешний спикер - директор Театра имени Н.Сац Надежда Горобец.
Надежда Григорьевна выступила в качестве делегата Международной конференции театральных союзов, организованной советом руководителей Международного союза общественных объединений. Конфедерация является одним из соучредителей знаменитого Чеховского фестиваля, и потому ежегодные собрания сопровождаются возможностью для участников посмотреть программные спектакли.
- Надежда Григорьевна, в чем заключаются основные проблемы современного театра, согласно дискуссионному обсуждению в рамках конференции театральных союзов?
- Основной вопрос - как выжить репертуарному театру.
Это вне зависимости от того, поддерживает или не поддерживает его государство. На всей территории СНГ политика направлена на сохранение государственных театров. Возможно, за исключением Украины, делегаты которой с тревогой сообщили о тенденции к сокращению государственных театров.
Что касается проблемы репертуарного театра, по форме мы в Казахстане тоже ее ощущаем. Во-первых, ускорился темп жизни. Во-вторых, наблюдается большая палитра выбора - ушли те времена, когда зритель мог ходить на одни и те же спектакли по три-четыре раза, и каждый раз открывать что-то новое для себя. Сегодня зритель вовлечен в такой быстрый ритм жизни, что у него уже просто нет такого количества времени. К тому же происходит быстрая смена актуальных тем и проблем. И театр должен за всем этим успевать, иначе он просто останется на обочине.
Мне кажется, что мы медленно идем к синтезу антрепризного театра и репертуарного. В казахстанских театрах, а в московских и того чаще, быстро меняются спектакли в основном репертуаре, и это позволяет идти в ногу со временем.
Другой важный вопрос - метаморфозы театральной режиссуры. Мы посмотрели четыре фестивальных спектакля и пришли к выводу, что современные режиссеры склоняются к синтезу искусств и не делают упора на психологический театр.
В новом зрелищном театре на первый план может выступать пластика, музыка. Нам, к слову, показали удивительную постановку, в которой все это очень органично сочетается. И можно с уверенностью сказать, что такие спектакли не только имеют право на жизнь - они являются эталоном синтеза искусств.
Тем не менее есть явления, которые настораживают. Мы посмотрели израильский спектакль, режиссер которого сделал упор на то, чтобы показать возможности человеческого тела. А основная идея - место человека в современном мире, как он себя осознает, каково его предназначение. Этот спектакль отражает тему глобализации. В последнее время человек чувствует себя неуютно от отсутствия персонального интереса к себе. Вообще такой подход к постановке спектакля, конечно, оправдан, но нам, представителям школы психологического театра Станиславского, немного жаль - мы недополучаем пищи для размышлений.
Этот новый театр, я его называю ассоциативно-физиологическим, больше воздействует на сиюминутные эмоции, а мыслей он может даже не затронуть. Это можно принимать или нет, но наш театр всегда будет немного другой, ведь менталитет нашего зрителя направлен на то, чтобы получать информацию к размышлению.
В театральном обществе давно зреет тревога относительно того, что режиссура стареет. Творческие личности, о которых стоит говорить, в возрасте замены, а кто придет вместо них? Имен молодых талантов не так уж и много. Потому конфедерация и проводит смотр работ молодых деятелей театра стран СНГ, чтобы выявить новые таланты и поддержать.
Первый смотр выявил очень интересную работу режиссера из Беларуси, молодого автора Екатерины Аверковой. Спектакль называется “Офис”, и эта постановка признана настолько интересной, что получила право участвовать в основной программе Чеховского фестиваля в этом году.
Мы посмотрели четыре абсолютно разных спектакля из различных стран. Постановки отыгрывались с участием талантливых танцоров, музыкантов, вокалистов, и это скорее чисто фестивальные проекты. Потому что скоординировать работу участников стольких жанров из разных стран в обычном театральном режиме достаточно проблематично.
- Какие темы сейчас в тренде?
- Как я говорила, большинство проектов сейчас освещают вопрос, как человеку в эпоху глобализации выжить в современном мире.
Режиссер Владимир Панков совместно со швейцарским театром представил спектакль, поставленный по материалу Маяковского “Флейта-позвоночник” и трагедии Жана Кокто “Орфей и Эвридика”. Постановщик попытался проследить созидательную силу любви и ее противостояние силе общественных событий, влияющую на судьбу отдельных личностей. Среда тебя окружает, она на тебя давит, и противодействие человеческих ценностей ее разрушающей силе - это как раз самая актуальная тема на мировых сценах. Об этом сейчас задумываются, и это правильно, потому что при полном осознании своей роли, возможностей, задач в современном мире человек сможет противостоять деструктивному действию.
И, конечно, обращение к классике. Это Островский, Пушкин, Гоголь, Чехов - то незыблемое, что есть в театре. Этим вечным авторам нет пока альтернативы.
Кстати, мы очень много говорили о драматургии. Чеховский фестиваль имел возможность проанализировать мировой репертуар. Отметили, что главная беда современной драматургии - это ее искусственная актуальность, когда берется проблема, еще не осмысленная. Кроме того, ощущается отсутствие профессионализма драматургов.
- О ком говорили в кулуарах фестиваля? Какая страна сегодня задает тенденции в театральном искусстве?
- Страну затруднились определить, потому что все сегодня делают совместные международные проекты. Кто-то лучший сценограф, кто-то лучший хореограф...
Безусловно, представлял большой интерес французский театр, не зря в фестивале участвовали сразу четыре театра разного направления. Это, как и французское кино, очень тонко, со вкусом и со смыслом. У французских авторов синтез жанров работает на смысл, на идею. Если брать психологический театр, то австрийские авторы представили очень интересные постановки.
Россияне участвуют почти во всех проектах. Это сильная школа, и она признается повсеместно. Но, как я поняла, российские авторы стремятся идти в ногу с западным театром.
Один венгерский режиссер, работающий в Берлине, представил спектакль “Небесная гармония”. Тема тяжелая - фашизм, распад семьи. Тем не менее режиссер очень тонко подал эту атмосферу трагичности, представив музыку в качестве отдельного действующего лица. Режиссер очень точно передал все то, что хотел сказать автор пьесы. |