|
Айгерим Бейсенбаева
Люди, повидавшие жизнь, говорят, что лучший способ воспитать детей - воспитание собственной личности, ведь дети всегда похожи на своих родителей.
Эта народная мудрость нашла отражение в комедийной пьесе Надежды Птушкиной “Браво, Лауренсия!”.
Премьера спектакля прошла на камерной сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац
Пьеса Надежды Птушкиной “Пока она умирала” давно и успешно идет на сцене Лермонтовки, и вот теперь совсем иная история популярного русского драматурга разворачивается на другой алматинской театральной сцене.
Премьерный спектакль “Прощай, Лауренсия!” по сюжету имеет много общего с вышеупомянутой пьесой. Оба спектакля раскрывают непростую тему отношений отцов и детей. И подана эта тема нетривиально, с пронзительной болью и искрометным юмором. В этих пьесах все начинается, как в жизни. Такие ситуации попадаются сплошь и рядом, но вот сюжет делает резкий виток, увлекая зрителя в тайную комнату, полную старых семейных тайн и скелетов, вываливающихся из шкафа, и вот как бы невольные свидетели театрального действа по-настоящему увлечены семейной драмой. И одна мысль крутится в голове - в этом мире возможно все.
Особое маленькое достоинство спектакля - он разворачивается на камерной сцене, так, как будто эту историю ты подсмотрел случайно. И весь этот ожесточенный или, напротив, вдумчиво грустный диалог расцветает прямо на твоих глазах. Герои пьесы становятся такими близкими, протяни руку и коснешься их. Такого эффекта нет на большой сцене, где персонажи расхаживают на возвышенности сцены и часто повышают голос, чтобы докричаться до души зрителя.
Российский режиссер, осуществивший постановку, Алексей Орлов имеет техническое образование, и поэтому устройство театрального пространства у него продумано до мелочей.
- Это мой третий камерный спектакль, - рассказывает режиссер. - Конечно, возможностей эмоционального воздействия больше на основной сцене. Декорации, костюмы. А на камерной - все живее что ли, актеры - вот они, прямо перед тобой...
На камерной сцене нужно точнее работать, и здесь совсем другой способ существования актеров.
Сюжет спектакля разворачивается в камерной, почти домашней обстановке. Маленькая комната, где сложно сохранить секреты, даже если нашептывать их, закрывая трубку рукой.
Интеллигентный холостяк Олег скрывает от строгой мамы свою пассию, интуитивно догадываясь, что они не понравятся друг другу. Его мать - элегантная воспитанная дама, истинная аристократка, строгих нравов, чинно расхаживающая по квартире советской планировки. А Эля - сама непосредственность, 42-летний эльф с шиньоном, загоравший топлесс во время их первой встречи. Разумеется, они не придут в восторг от знакомства друг с другом.
Эти герои становятся все понятнее и ближе зрителю по мере того, как раскрываются их маленькие, не всегда лицеприятные секреты и всплывают самые противоречивые воспоминания.
Вот мать Ольга Яковлевна, забывшая ради воспитания сына о балетной карьере, наводит чистоту в чужом подъезде и вдруг на нее накатывает. Она встает к перилам, как к станку - и гранд батман, гранд батман... Когда-то она танцевала партию Лауренсии, а теперь, лишившись мужа, вынуждена вертеться и кружиться в совсем других декорациях - убирать подъезды, растить сына в одиночку.
Сын Олег, единственная радость в жизни Ольги Яковлевны, вырос на удивление хорошим человеком. Великодушный, воспитанный, с ироничным чувством юмора. Он готов поверить, что его отец - летчик, а предок - Пушкин. Во все что угодно, только не в предательство.
Эля не из тех, кто может произвести благоприятное впечатление с первого раза. Ни на зрителей, ни на, собственно, потенциальную свекровь. Эта эмансипированная барышня “гоняет тачки из Германии”, азартно избивает манекен, вымещая на нем злобу и признаки предродовой депрессии. Ее первый мужчина был наркоманом, второй - алкоголиком, а третий и того хуже - непризнанным талантом. Но она не сдалась, не озлобилась, она хочет счастья и борется за него всеми доступными ей средствами.
На сцене разворачиваются настоящие семейные баталии, но без шокирующего реализма в духе арт-хаусного кино. Все как-то лирично, по-доброму, с иронией, с сарказмом, но все равно это близко и увлекательно.
Минимум действий - максимум погружения в хитросплетения отношений этой отдельно взятой маленькой семьи.
Режиссер Алексей Крылов решил разбавить действие небольшими лирическими вставками. Кому-то они показались ненужным разжевыванием эмоций главной героини, а кому-то - просто остроумными, веселыми отступлениями.
Большое достоинство постановки - актерский состав. Главные роли исполняют ведущие актеры театра, блистательно вжившиеся в роли. Элегантную мать играет актриса Наталья Бардина, сына - Юрий Гнусарев. Заслуженная артистка Республики Казахстан Валерия Крымская предстает в образе случайной попутчицы Майи Ивановны, играющей в этой истории роль в духе индийских фильмов. Но самым точным и искренним получился персонаж заслуженной артистки РК Ольги Коржевой. Эля в ее исполнении - невероятно живая и противоречивая.
- Этот спектакль мне интересен тем, что в нем поднимается тема отцов и детей, - комментирует режиссер Алексей Орлов. - В пьесе Птушкиной заложена идея “Как правильно воспитывать детей”. Или их отпускать в реальную жизнь - бросать, как щенков в воду. Или зверствовать, пестовать, ничего не разрешать... Эта пьеса только поднимает такой вопрос, а зритель уже решает сам, как правильно. Но вообще, насколько я понимаю, урок пьесы в том, что нужно искать компромисс. |