|
Ольга Зорина
Бытует мнение, что Казахстан теряет свои бренды, что рецепты приготовления и производства кумыса, к примеру, и даже изготовления юрты, запатентованы иностранцами. Там же была высказана мысль о существовании опасности утечки в дальние страны и других уникальных национальных технологий. В том числе это касается прикладного искусства и непосредственно изготовления изделий из войлока
На самом деле, войлочных дел мастера совершенствуют свои технологии из года в год и даже успевают официально регистрировать свои ноу-хау. И сегодня наша встреча проходит в мастерской известной в стране художницы-гобеленщицы
Жупар Бейсеновой, произведения которой получили сертификаты качества ЮНЕСКО. Сама она входит в творческий состав Союза художников страны, Союза педагогов-художников ЮКО и Союза ремесленников Казахстана.
Дочери знаменитого художника Амангельды Турсунова занятие искусством передалось по наследству, так же, как и по генетической линии перешла ей особенная страсть к работе с войлоком - все предки Жупар занимались ковроткачеством и созданием легендарных алаша, текеметов и гобеленов. И не только древние секреты технологии обработки шерсти знакомы нашей героине, но и все новейшие открытия и изобретения.
Жупар Бейсенова является автором сертифицированных ЮНЕСКО произведений искусства из войлока. Ее шерстяные дизайнерские подушки - дыни и шторы из войлока стали знаменитыми благодаря участию художницы в международном конкурсе ремесленников “Шебер”. В нынешнем году для этого творческого состязания она готовит пляжный комплект, который будет состоять из зонтика, сумочки и коврика.
Среди других изделий Жупар - всеми полюбившиеся тапочки и сапожки, сумочки и сумки, футляры для сотовых телефонов, всевозможные украшения, яблоки, подушки, гобелены и многое другое. А мы перемещаемся в мастерскую Жупар, которая расположена в Южно-Казахстанском колледже искусств и дизайна имени А.Кастеева. В этом помещении несколько специально оборудованных комнат, в которых Жупар делится своим мастерством со студентами колледжа. На главном фоне старинная черно-белая фотография с изображением прежнего состава педагогов данного учебного учреждения. Среди них - Гани Иляев, Амангельды Турсунов, Молдакул Нарымбетов. И сразу становится понятно, в какой обстановке формировался талант художницы. Но обо всем по порядку.
- Жупар, в чем особенность тканых алаша, почему эти ковры такие крепкие - им же сносу нет!
- Алаша - это те же гобелены, безворсовые ковры, тканые орнаментальной лентой, а крепость изделию придает технология создания крученой нити из хлопка. В нашем регионе алаша обычно делали из хлопка, в других - из шерсти с добавлением конского волоса.
- Когда Вы стали заниматься новыми технологиями изготовления изделий из войлока?
- Новые технологии я стала осваивать с 2006 года, когда алматинские мастера во главе с Айжан Беккуловой, моей бывшей сокурсницей, стали развивать прикладные виды искусства. Айжан сумела добиться того, чтобы для ремесленников стали организовываться семинары, тренинги, мастер-классы, проводиться всевозможные конкурсы, стимулирующие творческий процесс, и пропагандирующие национальное искусство. Мастер-классы для нас проводили мастера из Киргизии, Америки. Они показали нам, прежде всего, новый материал - обработанную шерсть, с которой легко и приятно работать, познакомили с более простой и современной технологией валяния войлока, научили делать функциональные вещи - тапочки, сумки, платки, шарфы. Сейчас у нас появились хорошие турецкие красители, легко можно найти шерсть австралийского мериноса, что позволяет делать изделия качественными, яркими и экологически чистыми.
- Вы же являетесь и автором собственных ноу-хау?
- Помню, в 2009 году я повезла свои изделия на Международную выставку в Казань, вместе со мной была моя воспитанница Венера Бейсбекова. Нас очень хорошо приняли и по достоинству оценили все войлочные изделия. И практически все выкупили. И вот я возвращаюсь домой, а тут готовится выставка к Международному женскому дню, и меня просит куратор Виталий Симаков что-нибудь показать на ней. До выставки остается всего неделя, а у меня ничего нет, ни одного войлочного шарика. И я решила сделать подушку из войлока в виде рыбки, но почему-то она стала напоминать больше дыню. И тут я подумала, что дынь у нас на юге много, почему бы не показать этот фрукт в войлочном варианте. И я сделала две дыни. Позже эти же дыни я представила на конкурс “Шебер” и выиграла первое место. Потом эти необычные подушки получили сертификат качества ЮНЕСКО. Еще на одном конкурсе “Шебер” я вновь стала победителем, показав жюри шторы из войлока. В результате, мне представилась возможность съездить на фестиваль ремесленников в Малайзию. В прошлом году на этом конкурсе победила семья художников Бейсбековых, им в качестве приза выпала поездка на конкурс произведений прикладного искусства в Индию. И все эти возможности наши ремесленники получают во многом благодаря энергии Айжан.
- Сохранилось ли в Вашей памяти какое-то определенное назидание отца, которому Вы всегда следуете?
- Помню первые годы, когда я стала учиться в колледже. Было трудновато, и иногда я просила отца помочь мне, на что он всегда отвечал: “Всего добивайся сама!” И я сильно старалась, чтобы не опозорить ни его, ни себя - я все-таки его дочь. Я осталась благодарна ему за то, что он воспитал во мне большое чувство ответственности. И вот что интересно, перед всеми важными событиям в моей жизни, особенно теми из них, которые касаются непосредственно искусства, мне всегда снится отец. И я знаю, что он рядом со мной и всегда поможет. |